Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Врач и больной: конфликт неизбежен?

Любая болезнь нарушает привычный ход жизни и вторгается в повседневность теми неудобствами, которые обычно несет с собой. Я не говорю о легких «простудах», которые набегают как весенний ветерок, временно освобождают нас от текущих обязательств и напоминают скорее каникулы, чем страдание.

Речь идет о заболеваниях, которые приводят к ограничениям одной или нескольких сфер жизнедеятельности или несут потенциальную угрозу физическому существованию. Крайней степенью внутреннего напряжения пациента характеризуются неизлечимые и смертельно опасные заболевания.


Практически любой пациент, если он действительно болен, охвачен тревожными опасениями. У кого-то эти опасения носят генерализованный характер и не поддаются волевому контролю, кто-то в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние самостоятельно (таких людей немного).

И вот больной попадает к врачу, одновременно ожидая от него и оказания профессиональной помощи (идентифицировать заболевание, устранить боль, дать пилюлю, отрезать), и облегчения душевных страданий (снизить тревогу). У пациента – две задачи. А у врача?

Врач сосредоточен на диагностике и лечении, и дополнительные комментарии по поводу «а вы меня вылечите» он дает неохотно и осторожно.

В случае тяжелого или паллиативного состояния больного, когда медик видит, что функция утрачена навсегда, напряжение увеличивается. Теперь оно охватывает не только беднягу с серьезным диагнозом, но и доктора, который, во-первых, чувствует себя бессильным, и во-вторых, не знает, как сказать больному и его родственникам о печальной перспективе.

Право пациента знать о своем состоянии все (буквально все, включая самые неутешительные прогнозы) до сих пор вызывает разное отношение. И связано это не только с традицией замалчивания и недоговаривания, характерной для всех сторон общественной жизни, но и с низким уровнем готовности граждан воспринимать негативную информацию (любую, не только медицинского характера). От врача ожидают не только чудесного исцеления, которое далеко не всегда возможно, но и таких слов, которые, с одной стороны, будут правдивы, а с другой – не слишком травматичны.

Учат ли медиков общаться с больными, находящимися в бедственном положении – вопрос практически риторический.

Можно сколько угодно критиковать подготовку врачей в части их психологических знаний, но на сегодняшний день медицинские работники (не только врачебный, но весь остальной персонал) поставлены в такое положение, когда на мастерство преподнесения ужасной информации у них просто не остается ресурсов (временных и эмоциональных).

В результате у всех участников лечебного процесса накапливается внутреннее напряжение, которое нередко перерастает в конфликт. Врач не знает, как оставаться приятным для пациента, у которого никогда не восстановится прежний образ жизни или никогда не сбудутся надежды на выздоровление, чувствует вину за свое бессилие, а пациент жаждет знать все, но умирает от страха перед правдой… Свою роль в этом драматическом противостоянии играют родственники.

Логика человеческой жизни, частью которой являются болезнь и умирание, такова, что конфликты приобретают неизбежный характер. Ни один больной, который умер, не стал бы писать благодарность в книгу отзывов и предложений, даже если бы ему дали (посмертно) пять минут и карандаш. И ни один родственник не говорит «спасибо» лечащему врачу, который вел историю болезни усопшего (если, конечно, он не был заинтересован в скорейшей кончине богатого дядюшки).

Однако причина таких недружелюбных отношений не столько в дефиците коммуникативной культуры у медицинского персонала, сколько в самой сути физических и душевных страданий и общекультурных традициях.

Безусловно, надо учиться тому, как и что говорить, поскольку многие врачи либо «рубят всю правду», не учитывая уровня тревожных переживаний больного, либо отмалчиваются, погружая пациента в пугающую неизвестность, либо сообщают информацию, похожую на правду.

Одновременно надо учиться слышать и воспринимать сказанное. Учиться быть ответственным не только за состояние своего здоровья, но и за свое поведение в кризисной ситуации.

Пока обе стороны не начнут двигаться навстречу друг к другу (причем одна из сторон должна делать более уверенные и широкие шаги), конфликты в медицине будут неизбежны.

Какая сторона должна предпринимать более значительные усилия для предотвращения конфликта, сопряженного с невозможностью излечения?


Какая сторона должна предпринимать более значительные усилия для предотвращения конфликта, сопряженного с невозможностью излечения?

Медицинский персонал
27(57.4%)
Пациент
14(29.8%)
Родственники пациента
1(2.1%)
Политики
1(2.1%)
Преподаватели медвузов
3(6.4%)
Сообщества пациентов
1(2.1%)


Tags: профессия, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Паника закончилась, всем спасибо

    Ко второму месяцу эпохи #яостаюсьдома внутреннее напряжение у многих приближалось к критической отметке, хотя и не всегда проявлялось в виде…

  • Неожиданные признания

    Несмотря на изоляцию, охватившую широкие слои населения, я продолжаю активно общаться с разными людьми. И вовсе не потому, что я – экстраверт,…

  • Парадокс доверия: Андрей vs Айбек

    Будучи законопослушными гражданами, мы полностью отказались от посещения супермаркетов и перешли на заказ продуктов с их последующей доставкой. Эта…

  • Сидите с радостью

    Постоянные разговоры о «тяготах заточения» и стенания взрослых по поводу необходимости постоянно находиться со своими детьми начинают вызывать…

  • Сохранить сознание

    Полагаю, что каждому из вас знакома ситуация, когда вы делаете одновременно два дела и потом не можете вспомнить деталей одного из них. У меня такие…

  • Как сохранить оптимизм: пять простых шагов

    Один из самых часто задаваемых в последние дни вопросов: как сохранить позитивное настроение? Действительно, как? Ведь совершенно очевидно, что…

  • Заразиться хорошим

    На днях коллеги поделились своим печальным недоумением, задав вопрос, почему люди так легко заражаются негативными идеями и с таким трудом…

  • О пользе и вреде бездействия

    В одном из недавних постов я коснулась очень опасного психологического феномена - недооценки последствий бездействия. Известно, что тенденция…

  • Кашлянул – попутчики врассыпную?

    В одном из недавних обсуждений разговор случайно затронул тему, которая не имела непосредственного отношения к теме поста. Читательница написала о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →