Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Врач и больной: конфликт неизбежен?

Любая болезнь нарушает привычный ход жизни и вторгается в повседневность теми неудобствами, которые обычно несет с собой. Я не говорю о легких «простудах», которые набегают как весенний ветерок, временно освобождают нас от текущих обязательств и напоминают скорее каникулы, чем страдание.

Речь идет о заболеваниях, которые приводят к ограничениям одной или нескольких сфер жизнедеятельности или несут потенциальную угрозу физическому существованию. Крайней степенью внутреннего напряжения пациента характеризуются неизлечимые и смертельно опасные заболевания.


Практически любой пациент, если он действительно болен, охвачен тревожными опасениями. У кого-то эти опасения носят генерализованный характер и не поддаются волевому контролю, кто-то в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние самостоятельно (таких людей немного).

И вот больной попадает к врачу, одновременно ожидая от него и оказания профессиональной помощи (идентифицировать заболевание, устранить боль, дать пилюлю, отрезать), и облегчения душевных страданий (снизить тревогу). У пациента – две задачи. А у врача?

Врач сосредоточен на диагностике и лечении, и дополнительные комментарии по поводу «а вы меня вылечите» он дает неохотно и осторожно.

В случае тяжелого или паллиативного состояния больного, когда медик видит, что функция утрачена навсегда, напряжение увеличивается. Теперь оно охватывает не только беднягу с серьезным диагнозом, но и доктора, который, во-первых, чувствует себя бессильным, и во-вторых, не знает, как сказать больному и его родственникам о печальной перспективе.

Право пациента знать о своем состоянии все (буквально все, включая самые неутешительные прогнозы) до сих пор вызывает разное отношение. И связано это не только с традицией замалчивания и недоговаривания, характерной для всех сторон общественной жизни, но и с низким уровнем готовности граждан воспринимать негативную информацию (любую, не только медицинского характера). От врача ожидают не только чудесного исцеления, которое далеко не всегда возможно, но и таких слов, которые, с одной стороны, будут правдивы, а с другой – не слишком травматичны.

Учат ли медиков общаться с больными, находящимися в бедственном положении – вопрос практически риторический.

Можно сколько угодно критиковать подготовку врачей в части их психологических знаний, но на сегодняшний день медицинские работники (не только врачебный, но весь остальной персонал) поставлены в такое положение, когда на мастерство преподнесения ужасной информации у них просто не остается ресурсов (временных и эмоциональных).

В результате у всех участников лечебного процесса накапливается внутреннее напряжение, которое нередко перерастает в конфликт. Врач не знает, как оставаться приятным для пациента, у которого никогда не восстановится прежний образ жизни или никогда не сбудутся надежды на выздоровление, чувствует вину за свое бессилие, а пациент жаждет знать все, но умирает от страха перед правдой… Свою роль в этом драматическом противостоянии играют родственники.

Логика человеческой жизни, частью которой являются болезнь и умирание, такова, что конфликты приобретают неизбежный характер. Ни один больной, который умер, не стал бы писать благодарность в книгу отзывов и предложений, даже если бы ему дали (посмертно) пять минут и карандаш. И ни один родственник не говорит «спасибо» лечащему врачу, который вел историю болезни усопшего (если, конечно, он не был заинтересован в скорейшей кончине богатого дядюшки).

Однако причина таких недружелюбных отношений не столько в дефиците коммуникативной культуры у медицинского персонала, сколько в самой сути физических и душевных страданий и общекультурных традициях.

Безусловно, надо учиться тому, как и что говорить, поскольку многие врачи либо «рубят всю правду», не учитывая уровня тревожных переживаний больного, либо отмалчиваются, погружая пациента в пугающую неизвестность, либо сообщают информацию, похожую на правду.

Одновременно надо учиться слышать и воспринимать сказанное. Учиться быть ответственным не только за состояние своего здоровья, но и за свое поведение в кризисной ситуации.

Пока обе стороны не начнут двигаться навстречу друг к другу (причем одна из сторон должна делать более уверенные и широкие шаги), конфликты в медицине будут неизбежны.

Какая сторона должна предпринимать более значительные усилия для предотвращения конфликта, сопряженного с невозможностью излечения?


Какая сторона должна предпринимать более значительные усилия для предотвращения конфликта, сопряженного с невозможностью излечения?

Медицинский персонал
27(57.4%)
Пациент
14(29.8%)
Родственники пациента
1(2.1%)
Политики
1(2.1%)
Преподаватели медвузов
3(6.4%)
Сообщества пациентов
1(2.1%)


Tags: профессия, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Можно ли приспособиться к эпидемии?

    Наша жизнь постоянно меняется, и многие перемены носят весьма значительный и внезапный характер. Взять, например, пандемию. Кто мог предположить,…

  • При ближайшем рассмотрении…

    Толерантность нельзя измерить объективно, однако любого человека можно отнести к более или к менее терпимым людям, проанализировав его отношение ко…

  • Мечтай, планируй и загадывай

    Некоторые считают мечтания и грезы пустой тратой времени или, что еще хуже, связывают их с риском дальнейших разочарований. Для них мечта – это…

  • Нетворкинг и совесть

    Назовем вещи своими именами и признаем, что буквальный перевод английского слова networking - плетение сети - очень точно отражает суть данного…

  • В продолжение вчерашнего разговора...

    То, что люди говорят о быте или критически обсуждают поступки лиц из ближайшего окружения, подтвердили многие. И с тем, что преимущественное…

  • О чем говорят взрослые

    В детстве я была уверена, что любой разговор взрослых людей – это разговор о важным вещах, непостижимых для детского ума. Я не сомневалась, что если…

  • Эволюция дыры

    Полтора-два столетия назад одеваться было легко и просто. Если человек относился к трудягам, не разгибающим спину от рассвета до заката, то ему…

  • Привыкла быть Татой

    На днях я стала случайным свидетелем разговора двух дам (мы оказались в одном лифте и несколько секунд ехали втроем). Одна из попутчиц с возмущением…

  • Хомяки

    В одной из бесед с коллегами внезапно прозвучала мысль, которая ранее не приходила мне в голову. Высказавшая ее женщина весьма лояльно относится к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →