Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Врач и больной: конфликт неизбежен?

Любая болезнь нарушает привычный ход жизни и вторгается в повседневность теми неудобствами, которые обычно несет с собой. Я не говорю о легких «простудах», которые набегают как весенний ветерок, временно освобождают нас от текущих обязательств и напоминают скорее каникулы, чем страдание.

Речь идет о заболеваниях, которые приводят к ограничениям одной или нескольких сфер жизнедеятельности или несут потенциальную угрозу физическому существованию. Крайней степенью внутреннего напряжения пациента характеризуются неизлечимые и смертельно опасные заболевания.


Практически любой пациент, если он действительно болен, охвачен тревожными опасениями. У кого-то эти опасения носят генерализованный характер и не поддаются волевому контролю, кто-то в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние самостоятельно (таких людей немного).

И вот больной попадает к врачу, одновременно ожидая от него и оказания профессиональной помощи (идентифицировать заболевание, устранить боль, дать пилюлю, отрезать), и облегчения душевных страданий (снизить тревогу). У пациента – две задачи. А у врача?

Врач сосредоточен на диагностике и лечении, и дополнительные комментарии по поводу «а вы меня вылечите» он дает неохотно и осторожно.

В случае тяжелого или паллиативного состояния больного, когда медик видит, что функция утрачена навсегда, напряжение увеличивается. Теперь оно охватывает не только беднягу с серьезным диагнозом, но и доктора, который, во-первых, чувствует себя бессильным, и во-вторых, не знает, как сказать больному и его родственникам о печальной перспективе.

Право пациента знать о своем состоянии все (буквально все, включая самые неутешительные прогнозы) до сих пор вызывает разное отношение. И связано это не только с традицией замалчивания и недоговаривания, характерной для всех сторон общественной жизни, но и с низким уровнем готовности граждан воспринимать негативную информацию (любую, не только медицинского характера). От врача ожидают не только чудесного исцеления, которое далеко не всегда возможно, но и таких слов, которые, с одной стороны, будут правдивы, а с другой – не слишком травматичны.

Учат ли медиков общаться с больными, находящимися в бедственном положении – вопрос практически риторический.

Можно сколько угодно критиковать подготовку врачей в части их психологических знаний, но на сегодняшний день медицинские работники (не только врачебный, но весь остальной персонал) поставлены в такое положение, когда на мастерство преподнесения ужасной информации у них просто не остается ресурсов (временных и эмоциональных).

В результате у всех участников лечебного процесса накапливается внутреннее напряжение, которое нередко перерастает в конфликт. Врач не знает, как оставаться приятным для пациента, у которого никогда не восстановится прежний образ жизни или никогда не сбудутся надежды на выздоровление, чувствует вину за свое бессилие, а пациент жаждет знать все, но умирает от страха перед правдой… Свою роль в этом драматическом противостоянии играют родственники.

Логика человеческой жизни, частью которой являются болезнь и умирание, такова, что конфликты приобретают неизбежный характер. Ни один больной, который умер, не стал бы писать благодарность в книгу отзывов и предложений, даже если бы ему дали (посмертно) пять минут и карандаш. И ни один родственник не говорит «спасибо» лечащему врачу, который вел историю болезни усопшего (если, конечно, он не был заинтересован в скорейшей кончине богатого дядюшки).

Однако причина таких недружелюбных отношений не столько в дефиците коммуникативной культуры у медицинского персонала, сколько в самой сути физических и душевных страданий и общекультурных традициях.

Безусловно, надо учиться тому, как и что говорить, поскольку многие врачи либо «рубят всю правду», не учитывая уровня тревожных переживаний больного, либо отмалчиваются, погружая пациента в пугающую неизвестность, либо сообщают информацию, похожую на правду.

Одновременно надо учиться слышать и воспринимать сказанное. Учиться быть ответственным не только за состояние своего здоровья, но и за свое поведение в кризисной ситуации.

Пока обе стороны не начнут двигаться навстречу друг к другу (причем одна из сторон должна делать более уверенные и широкие шаги), конфликты в медицине будут неизбежны.

Какая сторона должна предпринимать более значительные усилия для предотвращения конфликта, сопряженного с невозможностью излечения?


Какая сторона должна предпринимать более значительные усилия для предотвращения конфликта, сопряженного с невозможностью излечения?

Медицинский персонал
27(57.4%)
Пациент
14(29.8%)
Родственники пациента
1(2.1%)
Политики
1(2.1%)
Преподаватели медвузов
3(6.4%)
Сообщества пациентов
1(2.1%)


Tags: профессия, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Кладбище как источник жизни

    Раньше – до массового устремления в города - люди жили неподалеку от кладбищ. И такое естественное соседство оказывало на сознание жителей…

  • Суффиксом по нервам

    - Привет, девчоночки! Сейчас займемся красотой - будем делать масочку. Вот смотрите – моя любимка! Тут и маслице, и огурчик, и овсяночка размолотая.…

  • Единственный путь взросления

    Думаю, что большинство сорокалетних и старше граждан могут быть отнесены к одной из двух категорий: «взрослый» или «ребенок». И опираться в этой…

  • Дорогая простота

    Как же мне нравятся докладчики с простыми презентациями! Те, которые не стремятся сделать из своего выступления компьютеризированное шоу, насыщенное…

  • Кто понял жизнь, тот…

    Я уверена, что наше внимание и память работают ради нашего счастья. И дело не в том, что они позволяют сосредоточиться на текущей деятельности и…

  • Куда исчезли нормальные свиньи?

    На днях я присутствовала на презентации диагностического теста, после которого пришла домой с чувством легкого эстетического отравления… Было…

  • С праздником, товарищи!

    Не ошибусь, если скажу, что сегодняшний всемирный праздник касается любого из нас. И каждый может отметить его как личную дату в соответствии со…

  • Я реальное - Я виртуальное?

    Наши аватарки и «ники» являют собой не что иное, как самопрезентацию, и с этой точки зрения именно они формируют Я-виртуальное. Значит ли это, что…

  • Растолстеть нам не дадут

    Опять виноваты врачи… Профсоюзы направили в трудовое министерство предложение сделать рабочую неделю на один день короче (при сохранении оплаты…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →