Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Независимый отзыв

Я заметила, что большинство рецензий, размещенных в интернете, пишутся на заказ. Заинтересованная контора вручает будущему рецензенту билет на спектакль (думаю, что только билет, без дополнительного гонорара) в обмен на обещание написать позитивный отзыв. Такие отзывы всегда заканчиваются словам благодарности в адрес какого-нибудь «Фонда открытых форточек» (все совпадения с реальными форточками случайны!) или «москанюли» (аналогично), которые своим приглашением скрасили автору скучный вечер.

Не знаю, можно ли доверять подобным рецензиям. Я не уверена, что оплаченный рецензент независим в рассказе о своих впечатлениях…


Меня никто не просил писать отзыв, и билет в театр я приобрела самостоятельно, за что спасибо всем «москанюлям», не поставившим меня в неловкое положение необходимостью отвергнуть их предложения.

Театр, в котором я побывала, и пьеса, постановку которой я посмотрела, мне очень нравятся.

nezav_otzyv1_1.JPG

Театр хорош своим местоположением и огромным балконом, на который зрителей выпускают в антракте, а пьеса – тем, что она затрагивает одну из вечных тем: непреодолимость сословного неравенства и непоколебимость мещанского мышления.

nezav_otzyv2_1.JPG

Несмотря на то, что пьеса «Мораль пани Дульской» написана женщиной, не в России, более ста лет назад, именно у нас она сохраняет свою огромную популярность. Вероятно, в других странах проблемы, затронутые драматургом, утрачивают актуальность, а может быть, есть и иные причины.

Сюжет, текст и драматургия хороши, но в театре зритель видит в первую очередь актерскую игру, и именно она либо высвечивает вклад писателя и режиссера, либо обнуляет их.

Я уверена, что талант актеров способен вытянуть даже примитивную пьесу, поставленную бездарным режиссером, если актеры умеют и хотят играть.

И спектакль, на котором я побывала, актеры отыграли, но почему-то сложилось впечатление добротного ширпотреба, который не тянет на шедевр.

Почему?

Одной из главных героинь является расчетливая обольстительница. На мой взгляд, для актрисы нет ничего проще, чем сыграть «кокотку». За этим образом стереотипно закреплены эгоизм, хитрость и смежные с ними качества. Мне кажется, изобразить на сцене кокотку смогу даже я: все выразительные средства настолько очевидны, что им не нужно обучаться в театральном вузе. Единственное, что может препятствовать исполнению этой роли – лишний вес и лишний возраст (тогда кокотка превращается в комический персонаж).

Актриса, игру которой я наблюдала, вызывает у меня симпатию, и я с удовольствием листаю ее страничку в Инстаграме, но быть стройной и ухоженной в 50 лет – не значит, быть молодой. А роль предполагает молодость. Искушенную, расчетливую, но молодость

Томные взгляды, металлические нотки в голосе, распущенные волосы, обольстительная грация – все это еще не комично, но вот-вот…

Второй момент – текст. Один из героев пьесы молчит на протяжении всего спектакля. Его молчание задумано автором как символ крайней психологической отстраненности персонажа от всего, что происходит в семье.
Актер, исполняющий роль пана Дульского, справляется с задачей общения с помощью мимики и пантомимики, очень успешно, но в кульминационный момент он вызывает ликование зала тем, что внезапно озвучивает свою позицию.
Этот прием, конечно, производит эффект. Но есть ли эта фраза в оригинале текста пьесы?

Нет, Габриэля Запольская (это псевдоним писательницы) не планировала оречевлять эмоции героя. Она планировала ограничить образ мимическим языком.

«Господа! Идите в задницу!» - восклицает пан Дульский, и зал рукоплещет.

Разумеется, у режиссера есть право и возможность корректировать текст, но, судя по произведенному эффекту, ему стоило попросить актера послать господ не в задницу, а как-то более забористо – тогда публика вскочила бы со своих мест в безумном ликовании.

И третий момент: техническое сопровождение представления.

Герои нередко присаживаются к пианино, чтобы сыграть гамму, пьесу или аккомпанемент. Музыкальные фрагменты украшают спектакль, добавляя ему зрелищности, но на сцене установлено не пианино, а его муляж. Когда актеры нажимают клавиши, из-за кулис раздается фортепианная игра. Все делают попытки перебирать пальцами синхронно звуку, но на фоне музыки отчетливо слышны пустые удары по клавишам муляжа, что делает действие слишком неправдоподобным. Мне кажется, если актеры не владеют фортепианной техникой, не стоит добавлять в действие музыкальные номера.

Вот такие впечатления.

По традиции, завершу рецензию словами благодарности: благодарю всех, кто дочитал до конца.

Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Про консерваторию

    Не помню, бывала ли я в залах московской консерватории в детстве. Посещение концертов обычно выпадало на каникулярный период, а в каникулы я часто…

  • Тут вам не Майами

    Побывала в пятницу на фортепианном концерте в камерном зале. Не столь важно, как называется весь концертный комплекс, но важно, что зал – камерный,…

  • Волцы и овки

    Если вы до сих пор думаете, что мир состоит из хороших и плохих людей (с преобладанием первой или второй категории), то вам нужно перечитать или…

  • Ни слова о саде

    В области драматургии я – фанат Островского. Несмотря на то, что есть еще две пьесы других авторов, которые я стараюсь смотреть во всех постановках –…

  • Художник и время

    Как ни стараюсь, но разделить произведение и автора я не могу. Для меня всегда важна личность создателя – художника, писателя, композитора. Я не…

  • Весь мир - театр

    …и если вы с этим согласны, то сегодня уверенно можете отметить свой праздник – Всемирный день театра. Во времена Шекспира, с одной из фраз…

  • Портрет патологоанатома

    Наверно, этот пост следовало написать к Дню медицинского работника, однако тема, которую я хочу коротко обсудить, может расстроить моих дорогих…

  • От чего устал народ

    Будете в Малом, посмотрите «Не все коту масленица»! Я посмотрела и испытала удивительное чувство: спектакль закончился, а хочется, чтобы пьесу тут же…

  • Чайник как объект искусства

    Я люблю все музеи, но те, в которых показана недавно завершившаяся или еще продолжающаяся жизнь, вызывают во мне особый интерес - иной, чем вызывают…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments