Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Независимый отзыв

Я заметила, что большинство рецензий, размещенных в интернете, пишутся на заказ. Заинтересованная контора вручает будущему рецензенту билет на спектакль (думаю, что только билет, без дополнительного гонорара) в обмен на обещание написать позитивный отзыв. Такие отзывы всегда заканчиваются словам благодарности в адрес какого-нибудь «Фонда открытых форточек» (все совпадения с реальными форточками случайны!) или «москанюли» (аналогично), которые своим приглашением скрасили автору скучный вечер.

Не знаю, можно ли доверять подобным рецензиям. Я не уверена, что оплаченный рецензент независим в рассказе о своих впечатлениях…


Меня никто не просил писать отзыв, и билет в театр я приобрела самостоятельно, за что спасибо всем «москанюлям», не поставившим меня в неловкое положение необходимостью отвергнуть их предложения.

Театр, в котором я побывала, и пьеса, постановку которой я посмотрела, мне очень нравятся.

nezav_otzyv1_1.JPG

Театр хорош своим местоположением и огромным балконом, на который зрителей выпускают в антракте, а пьеса – тем, что она затрагивает одну из вечных тем: непреодолимость сословного неравенства и непоколебимость мещанского мышления.

nezav_otzyv2_1.JPG

Несмотря на то, что пьеса «Мораль пани Дульской» написана женщиной, не в России, более ста лет назад, именно у нас она сохраняет свою огромную популярность. Вероятно, в других странах проблемы, затронутые драматургом, утрачивают актуальность, а может быть, есть и иные причины.

Сюжет, текст и драматургия хороши, но в театре зритель видит в первую очередь актерскую игру, и именно она либо высвечивает вклад писателя и режиссера, либо обнуляет их.

Я уверена, что талант актеров способен вытянуть даже примитивную пьесу, поставленную бездарным режиссером, если актеры умеют и хотят играть.

И спектакль, на котором я побывала, актеры отыграли, но почему-то сложилось впечатление добротного ширпотреба, который не тянет на шедевр.

Почему?

Одной из главных героинь является расчетливая обольстительница. На мой взгляд, для актрисы нет ничего проще, чем сыграть «кокотку». За этим образом стереотипно закреплены эгоизм, хитрость и смежные с ними качества. Мне кажется, изобразить на сцене кокотку смогу даже я: все выразительные средства настолько очевидны, что им не нужно обучаться в театральном вузе. Единственное, что может препятствовать исполнению этой роли – лишний вес и лишний возраст (тогда кокотка превращается в комический персонаж).

Актриса, игру которой я наблюдала, вызывает у меня симпатию, и я с удовольствием листаю ее страничку в Инстаграме, но быть стройной и ухоженной в 50 лет – не значит, быть молодой. А роль предполагает молодость. Искушенную, расчетливую, но молодость

Томные взгляды, металлические нотки в голосе, распущенные волосы, обольстительная грация – все это еще не комично, но вот-вот…

Второй момент – текст. Один из героев пьесы молчит на протяжении всего спектакля. Его молчание задумано автором как символ крайней психологической отстраненности персонажа от всего, что происходит в семье.
Актер, исполняющий роль пана Дульского, справляется с задачей общения с помощью мимики и пантомимики, очень успешно, но в кульминационный момент он вызывает ликование зала тем, что внезапно озвучивает свою позицию.
Этот прием, конечно, производит эффект. Но есть ли эта фраза в оригинале текста пьесы?

Нет, Габриэля Запольская (это псевдоним писательницы) не планировала оречевлять эмоции героя. Она планировала ограничить образ мимическим языком.

«Господа! Идите в задницу!» - восклицает пан Дульский, и зал рукоплещет.

Разумеется, у режиссера есть право и возможность корректировать текст, но, судя по произведенному эффекту, ему стоило попросить актера послать господ не в задницу, а как-то более забористо – тогда публика вскочила бы со своих мест в безумном ликовании.

И третий момент: техническое сопровождение представления.

Герои нередко присаживаются к пианино, чтобы сыграть гамму, пьесу или аккомпанемент. Музыкальные фрагменты украшают спектакль, добавляя ему зрелищности, но на сцене установлено не пианино, а его муляж. Когда актеры нажимают клавиши, из-за кулис раздается фортепианная игра. Все делают попытки перебирать пальцами синхронно звуку, но на фоне музыки отчетливо слышны пустые удары по клавишам муляжа, что делает действие слишком неправдоподобным. Мне кажется, если актеры не владеют фортепианной техникой, не стоит добавлять в действие музыкальные номера.

Вот такие впечатления.

По традиции, завершу рецензию словами благодарности: благодарю всех, кто дочитал до конца.

Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Ностальгия по доверию

    Я очень люблю смотреть эстрадные концерты советского периода, когда у нас еще не было шоу-бизнеса. Точнее – он у нас уже был, но мы, зрители, об этом…

  • Не могу оторваться

    Вот уже который вечер я не могу оторваться (и оторвать мужа) от сериала «Вера», названного по имени главной героини, старшего инспектора криминальной…

  • Встреча с прекрасным

    На днях я совершенно случайно освободилась на час раньше и «по заданию редакции» отправилась на встречу с прекрасным. В чем состояло задание,…

  • Убийца на все сезоны

    Предупреждаю: этот пост – настоящий спойлер, потому что в конце я скажу вам, кто убийца! Всем, кто не желает этого знать, рекомендую немедленно…

  • Фильм в синих тонах

    Я теперь немножко киноман, поскольку карантин оставил на добрую память о себе желание смотреть медленное кино. Раньше, до карантина, я предпочитала…

  • Уже не то

    Маршрут моей воскресной прогулки проходит мимо нескольких театров. Лето – не театральный сезон, и каждый год с середины августа я начинаю мечтать о…

  • Бесцеремонность кинопрокатчиков

    Мне кажется, что в прокат картина должна выходить с тем названием, которое ей дали авторы. На мой взгляд, это - очевидно. Однако у прокатчиков,…

  • Мэпп и Лучия

    Прошло две недели, но во мне до сих пор сохраняется эмоциональный след от одного мини-сериала, который мы начали смотреть без особой надежды на яркие…

  • Великое ограбление и огромная любовь

    Еще раз спасибо карантину: я уже два месяца как знаю, что такое Великое ограбление поезда. И если вы тоже хотите это знать и хотите насладиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments