Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Независимый отзыв

Я заметила, что большинство рецензий, размещенных в интернете, пишутся на заказ. Заинтересованная контора вручает будущему рецензенту билет на спектакль (думаю, что только билет, без дополнительного гонорара) в обмен на обещание написать позитивный отзыв. Такие отзывы всегда заканчиваются словам благодарности в адрес какого-нибудь «Фонда открытых форточек» (все совпадения с реальными форточками случайны!) или «москанюли» (аналогично), которые своим приглашением скрасили автору скучный вечер.

Не знаю, можно ли доверять подобным рецензиям. Я не уверена, что оплаченный рецензент независим в рассказе о своих впечатлениях…


Меня никто не просил писать отзыв, и билет в театр я приобрела самостоятельно, за что спасибо всем «москанюлям», не поставившим меня в неловкое положение необходимостью отвергнуть их предложения.

Театр, в котором я побывала, и пьеса, постановку которой я посмотрела, мне очень нравятся.

nezav_otzyv1_1.JPG

Театр хорош своим местоположением и огромным балконом, на который зрителей выпускают в антракте, а пьеса – тем, что она затрагивает одну из вечных тем: непреодолимость сословного неравенства и непоколебимость мещанского мышления.

nezav_otzyv2_1.JPG

Несмотря на то, что пьеса «Мораль пани Дульской» написана женщиной, не в России, более ста лет назад, именно у нас она сохраняет свою огромную популярность. Вероятно, в других странах проблемы, затронутые драматургом, утрачивают актуальность, а может быть, есть и иные причины.

Сюжет, текст и драматургия хороши, но в театре зритель видит в первую очередь актерскую игру, и именно она либо высвечивает вклад писателя и режиссера, либо обнуляет их.

Я уверена, что талант актеров способен вытянуть даже примитивную пьесу, поставленную бездарным режиссером, если актеры умеют и хотят играть.

И спектакль, на котором я побывала, актеры отыграли, но почему-то сложилось впечатление добротного ширпотреба, который не тянет на шедевр.

Почему?

Одной из главных героинь является расчетливая обольстительница. На мой взгляд, для актрисы нет ничего проще, чем сыграть «кокотку». За этим образом стереотипно закреплены эгоизм, хитрость и смежные с ними качества. Мне кажется, изобразить на сцене кокотку смогу даже я: все выразительные средства настолько очевидны, что им не нужно обучаться в театральном вузе. Единственное, что может препятствовать исполнению этой роли – лишний вес и лишний возраст (тогда кокотка превращается в комический персонаж).

Актриса, игру которой я наблюдала, вызывает у меня симпатию, и я с удовольствием листаю ее страничку в Инстаграме, но быть стройной и ухоженной в 50 лет – не значит, быть молодой. А роль предполагает молодость. Искушенную, расчетливую, но молодость

Томные взгляды, металлические нотки в голосе, распущенные волосы, обольстительная грация – все это еще не комично, но вот-вот…

Второй момент – текст. Один из героев пьесы молчит на протяжении всего спектакля. Его молчание задумано автором как символ крайней психологической отстраненности персонажа от всего, что происходит в семье.
Актер, исполняющий роль пана Дульского, справляется с задачей общения с помощью мимики и пантомимики, очень успешно, но в кульминационный момент он вызывает ликование зала тем, что внезапно озвучивает свою позицию.
Этот прием, конечно, производит эффект. Но есть ли эта фраза в оригинале текста пьесы?

Нет, Габриэля Запольская (это псевдоним писательницы) не планировала оречевлять эмоции героя. Она планировала ограничить образ мимическим языком.

«Господа! Идите в задницу!» - восклицает пан Дульский, и зал рукоплещет.

Разумеется, у режиссера есть право и возможность корректировать текст, но, судя по произведенному эффекту, ему стоило попросить актера послать господ не в задницу, а как-то более забористо – тогда публика вскочила бы со своих мест в безумном ликовании.

И третий момент: техническое сопровождение представления.

Герои нередко присаживаются к пианино, чтобы сыграть гамму, пьесу или аккомпанемент. Музыкальные фрагменты украшают спектакль, добавляя ему зрелищности, но на сцене установлено не пианино, а его муляж. Когда актеры нажимают клавиши, из-за кулис раздается фортепианная игра. Все делают попытки перебирать пальцами синхронно звуку, но на фоне музыки отчетливо слышны пустые удары по клавишам муляжа, что делает действие слишком неправдоподобным. Мне кажется, если актеры не владеют фортепианной техникой, не стоит добавлять в действие музыкальные номера.

Вот такие впечатления.

По традиции, завершу рецензию словами благодарности: благодарю всех, кто дочитал до конца.

Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Герои и не-герои

    Не люблю двойные стандарты, когда к «своим» и к «чужим» подходят с разными мерками. И масштаб, на который распространяются двойственные оценки, в…

  • Не сходить на Поленова

    В отличие от тысяч сограждан, которые посетили выставку картин Василия Поленова, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника, я на этой…

  • При ближайшем рассмотрении

    Ну, вот так всегда… Стоит присмотреться к объекту своей симпатии повнимательнее, как в нем начинают обнаруживаться дефекты. Конечно, знанием о них…

  • На чем рос советский ребенок

    Когда кто-то говорит, что советские дети росли на отечественной культурной продукции, я не могу с этим согласиться. Как классический советский…

  • Один дома: три секрета идеального кино

    Не знаю, есть ли среди вас хоть один человек, который не смотрел «Один дома» - комедию, ставшую символом Рождества новейшего времени. Если такой…

  • Концерт по случаю

    Надеюсь, вы помните (и, вспоминая, не смеетесь) мои восторги по поводу праздничного концерта, который был устроен в Кремлевском дворце в честь…

  • Маленькие театральные хитрости

    Если вы ходите в театр так же часто, как я, вам могут быть полезны маленькие хитрости, которыми я изредка пользуюсь. Если вы – настоящий театрал,…

  • Про консерваторию

    Не помню, бывала ли я в залах московской консерватории в детстве. Посещение концертов обычно выпадало на каникулярный период, а в каникулы я часто…

  • Тут вам не Майами

    Побывала в пятницу на фортепианном концерте в камерном зале. Не столь важно, как называется весь концертный комплекс, но важно, что зал – камерный,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments