Спешу поделиться впечатлениями от поездки, пока курортная жизнь не вскружила мне голову.
Вот, казалось бы, сошлись сразу три сомнительных удовольствия: класс поезда, класс вагона и непривлекательное, боковое, расположение спального места. Ждать от такого сочетания каких-то положительных впечатлений не приходится, но так ли неприятна описанная ситуация?
А началась поездка вообще с приключения – с приключения с чемоданом.
Точнее, так: началась она почти как в романе Агаты Кристи – со случайно увиденного в соседнем поезде (эпизод с чемоданом произошел чуть позже, так что о нем – через минуту).
Когда провожавший меня муж покинул вагон, подчиняясь требованиям, адресованным ко всем провожающим, и была осушена моя последняя слеза, я взглянула в окно и увидела машиниста соседнего поезда.

Он сидел на своем обычном месте, ел бутерброд и заполнял какие-то бумаги. Каждое его движение сообщало такую уверенность, что мне стало легко и спокойно на душе.
Медленно набирая ход, поезд тронулся, оставляя машиниста за работой с документацией и бутербродами…
И тут в соседнем «купе» (вагон – плацкартный, поэтому «купе» не имеют дверей) раздался возглас: «А чемодан-то ее тут остался!».
Быстро выяснилось, что за несколько минут до отправления одна дама, поставив свой багаж под полку, убежала на вокзал (не знаю, по какой причине). Ситуация почти анекдотическая (не для дамы): багаж в купе, поезд не спеша набирает скорость, время близится к полуночи, а владелицы багажа нет!
К соседям отсутствующей дамы немедленно присоединились остальные пассажиры, поскольку требовалось оперативно принять коллективное решение: что делать с чемоданом? Такие ситуации всегда привлекают множество желающих высказаться, и на повестку дня одно за другим было выдвинуто несколько предложений: выкинуть чемодан дамы, отставшей от поезда, немедленно, пока поезд не вышел на крейсерский ход (1), объявить розыск исчезнувшей пассажирки (2), передать груз начальнику поезда (3) и что-то еще (4). Большинство выступало за первое предложение, и даже предлагало конкретные способы выкидыша, но тут одна пожилая пассажирка произнесла: «А вдруг там взрывное устройство?».
Услышав такое предположение, поначалу не пришедшее никому в голову, пассажиры сделали шаг назад, а бывшие желающие выкидывать стали орать, что «его вообще не надо трогать!».
Один из пассажиров напомнил, что при входе в здание вокзала «всё просвечивают», и это замечание снизило уровень массовой тревоги.
События развивались стремительно: поезд набирал скорость, делая выбрасывание чемодана невозможным; собравшиеся спорили все громче и громче, выбирая способ немедленного избавления от постороннего предмета; проводник (молодой парень из студенческого отряда, для которого наше путешествие было последним рейсом) хлопал глазами; приключение постепенно обретало черты драмы…
И тут явилась чемоданная хозяйка...
Участники собрания озадаченно посмотрели на даму и, не сразу приняв новое обстоятельство, несколько натянуто выразили ей свою радость.
Дальше в вагоне выключили свет и пассажиры уснули безмятежным сном путешественников, у которых все только начинается.
Удивительно, но у не-фирменного поезда обнаружилось одно несомненное преимущество перед фирменным: расписание!
Расписание поезда №147 составлено таким образом, что прохождение пограничного контроля, занимающего 4 часа от всей поездки, приходится на 10 часов утра, когда пассажиры успевают проснуться, умыться, выпить свой утренний кофе и пролистать свежие новости. В фирменном поезде мы проходим границу в 5:30, не выпив кофе, не прочитав новостей и не открыв глаза.
При дневном свете вагон оказался не таким старым, как обещали сайты с отзывами. В отличие от фирменных составов, которые всегда выглядят как только сошедшие с конвейера, он имел вид честного труженика с большим практическим опытом, но еще не готового уйти на тренерскую работу.
Неожиданно обнаружилось еще одно преимущество: кофе в постель!

Дело в том, что нижние боковые полки устроены очень оригинально: средняя часть является одновременно и постелью, и столом. На вопрос, кто придумал такую гениальную конструкцию, мне не ответил ни проводник-студент, ни начальник поезда. Даже о том, когда это было придумано, они, к сожалению, не знают, но, тем не менее, всем известно, что боковому пассажиру нет никакой возможности бесконечно переделывать постель в столовую и обратно, и потому ему позволительно пить утренний кофе, не вылезая из-под одеяла.
Очень удобным было и утреннее чтение у окна, еще до пограничного контроля.

Кстати, книжка, которую я взяла в дорогу, оказалась не просто интересной, а невероятно приятной для чтения. Пожалуй, Некрасову стоило стать прозаиком, а не поэтом – так хорош его прозаический слог.
У окна приятно просто полулежать и любоваться видами, и такое преимущество – только у бокового места.
Но это все утром. Другое дело – днем.
К дневному кофе, конечно, надо встать, скрутить матрас и, уложив его на одну из частей полки, сесть за стол, как это делают пассажиры небоковых мест.

Благодаря удобному расписанию, несколько продолжительных остановок выпали на дневное время, и я использовала их для коротких прогулок по перрону.

Во время стоянки железнодорожные специалисты тщательно осматривали вагоны, что создавало ощущение непрерывной заботы о пассажирах.

Да, вот еще интересный факт, который я узнала в одной из предыдущих поездок: по территории каждого государства состав ведет бригада соответствующего гражданства и на своем локомотиве.
Например, в Минске, когда нам предстояло несколько часов ехать по Беларуси, к составу прикрепили белорусский локомотив.

На следующих стоянках локомотивы меняли еще дважды: сначала на литовский с литовской бригадой, потом на отечественный с русскими машинистами.
К сожалению, наш вагон не был оборудован кондиционером, но вентиляция работала в нем исправно. Единственными минутами дискомфорта были те, что мы провели на границах: во время продолжительных стоянок вентиляцию выключали и становилось немного жарко. В прохладное время года таких проблем, конечно, нет, но 147-ой поезд в прохладное время и не ходит.
Пожалуй, единственным минусом можно считать мое соседство с шумной семьей, имеющей весьма странные воспитательные привычки. Например, чтобы запретить ребенку вставать босыми ногами на пол (к слову, довольно чистый, благодаря регулярной уборке практиканта), мамаша пригрозила: «Пол грязный, на нем бактерии, они будут есть твои ноги и в Калининград ты приедешь без ног!».
Заинтересованный такой перспективой 5-летний мальчик стал тайком от матери вставать на пол, наблюдая, будут ли укорачиваться его конечности. Как только мать замечала его проделку, она принималась раздраженно орать, всякий раз выдумывая новые устрашающие версии.
Предупреждая ваше любопытство, скажу: парнишка доехал до пункта назначения с ногами, с руками, не отданным «тому дяде», не высаженным «на ближайшей станции», не выброшенным из окна и со спокойствием, выработанным за пятилетку жизни со своей недалекой мамашей.