Текущим летом с чиновниками я общалась столько, сколько, пожалуй, не общалась никогда, потому что в каждом регионе нашу экспертную группу встречало местное, но высшее руководство.
Глав районов, департаментов, управлений, министерств и правительств я повидала такое количество, что могу сделать определенные обобщения и выводы.
И, пожалуй, главный вывод: все чиновники – разные.
В формальных и неформальных ситуациях мне довелось встретиться как с интеллигентными и грамотными представителями власти (сейчас их принято называть адекватными, или вменяемыми), так и с людьми, у которых количество мыслей равно количеству государственных праздников.
Не совсем однозначно, но наметилась такая тенденция: чем выше пост, тем больше адекватности. Это внушает оптимизм.
Среди всевозможных титулярных советников и советниц мы нередко встречали тех, кто со слезами на глазах уверял нас, что «жизнь этих детей нам бесконечно дорога», а на самом деле отстаивал позицию, что «дуракам среди людей не место», обнаруживая истинное понимание слова «дорога» - не в значении «ценна», а в смысле «слишком накладна». Временами их поведение напоминало поведение злодея, который готов пнуть кошку и едва сдерживается в присутствии свидетелей.
Постепенно я даже освоила их специфический титулярный язык и научилась читать истинный смысл сказанного.
Например, отвечая на конкретный вопрос «когда дети начнут посещать школу», чиновник говорит: «Я вижу в этом контексте несколько проблем. Начну с простых».
Почему он начинает с простых, а не со сложных?
Как правило, расчет основан на том, что нудное перечисление всякой ерунды, по большей части вообще не относящейся к «контексту», создаст такую ситуацию, при которой до обсуждения ключевой проблемы речь вовсе не дойдет: ведущий совещания его прервет, понимая, что еще минута – и мы все утонем в демагогии.
Или фразы «необходимо согласительное поле», «давно находится на контроле», «делать нужно, но аккуратно» - все они означают, что решение вопроса будет затянуто надолго, а точнее – навсегда.
«Признаю, что мы не проявили в этом достаточной инициативы». В переводе на язык правды: ни черта не делали, несмотря на данные нам поручения.
«Я проработаю наши ресурсы и доложу отдельную схему» = фиг вам всем.
Получить простой ответ типа «да» или «нет» - трудная задача, ведь титулярному советнику нужно одновременно угодить а) начальнику, прикинувшись осторожным реформатором с сугубо государственным типом мышления; б) экспертам, сделав мину сочувствия обездоленным согражданам; а в это время ему еще жмут ботинки и брючный ремень.