Однако при назывании этих важнейших достоинств «прусскими добродетелями» отдельные здравомыслящие носы начинают морщиться, поскольку всё прусское вызывает у них привычное сморщивание.
Если же отбросить исторические предрассудки и признать, что прусские традиции достойны уважения и подражания, мы выйдем на прямую к светлому будущему.
Освежая в памяти моральный кодекс строителя коммунизма, наскоро написанный группой авторов в 1961 году, я столкнулась с версиями о совпадении коммунистической морали с библейской, а также с утверждениями, что все моральные кодексы, по сути, являются вариациями Нагорной проповеди.
Я не пастор, и потому не имею на сей счет определенного мнения, однако совершенно очевидно, что далеко не каждому доступно глубокое проникновение в библейские тексты. Похвально стремление понять Слово и использовать его не только для духовного роста, но и для осмысления Господа, Его святой воли. Читая Писание вдумчиво и не спеша, конечно, можно понять практически всё, но все ли готовы к такой кропотливой работе?
Моральный кодекс строителя коммунизма был доступен каждому и скорее напоминал инструкцию по технике безопасности жизни при советском строе.
Прусские ценности – совершенно иное явление. Они дают канву, на которую человек сам нанизывает свои мысли и поступки. Они не вкладывают в его сознание инструкцию «делай так», а лишь указывают нравственные ориентиры. Такой подход оставляет простор для жизнетворчества и не превращает человека в покорного исполнителя, однако он же предполагает достаточно высокий уровень внутреннего контроля и самосознания.
А какой нравственный стандарт ближе вам?
Какой нравственный стандарт ближе вам?