Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Германцы - молодцы

Когда мы с мужем были в Берлине, я не обратила внимания на городскую железную дорогу, о чем теперь очень сожалею. А ведь мы ей пользовались, но пользовались как пассажиры, а не историки, и поэтому теперь, прочитав в старом журнале новости об открытии этой дороги, я понимаю, какое количество приятных деталей ускользнуло от нас.


Берлинская городская рельсовая дорога открылась 7 февраля 1882 года, о чем было немедленно сообщено во «Всемирных иллюстрациях».

germ_rail1_1.JPG

Конечно, для того времени это было гигантское предприятие, проект которого был реализован за 10 лет. Много это или мало?

Отвечая на этот вопрос, сложно удержаться от проведения параллели с нашим МЦК.

Если учесть, что инициатива создания берлинской городской линии исходила от рельсового общества, которое и подготовило первоначальный проект, а правительство подключилось к реализации только спустя шесть лет, в 1878 году, то скорость работ можно считать вполне высокой.

На строительство было потрачено 46.345 марок, что, вероятно, было очень крупной суммой. Однако польза от городской рельсовой дороги оправдывала все затраты.

Во-первых, городская дорога соединила восточную и западную рельсовые линии, примыкавшие к Берлину с обеих сторон. По сути, это та идея – идея о соединении города и пригородов в единую транспортную сеть, о которой мы говорим только в нынешнем веке.

Во-вторых, эксплуатация дороги рассматривалась как дополнительный источник доходов, а экономическая целесообразность всегда является весомым аргументом. Тот факт, что в первое воскресенье после открытия дорогой воспользовались 67.000 пассажиров, подтверждает правильность расчетов, тем более что в летний период горожане, жаждущие выехать на свежий воздух, значительно усиливали пассажиропоток.

germ_rail2_1.jpg

Третье преимущество, наверно, тоже продемонстрировало себя спустя несколько десятилетий: городская железная дорога могла облегчить мобилизацию германских войск в случае войны.

Когда в нашем городе строили и открывали МЦК, одним из его отменных качеств назывались малые интервалы движения. Представьте, в 1882 году берлинские поезда ходили по рельсовой дороге с интервалом в 5 минут!

Каждый поезд состоял из 4-х вагонов и локомотива без тендера (то есть без вагона с запасом топлива).

Как и в поездах нашего МЦК, распределения мест не предусматривалось, и пассажиры самостоятельно отворяли двери в вагоны и заботились о том, чтобы выйти на нужной станции (без напоминания проводника). Если кому-то не хватало места в поезде, он должен был дожидаться следующего, а в случае, если пассажир не успевал сойти на станции (поезд делал остановку не более минуты), ему приходилось ехать дальше, что было «неудобно для детей, стариков и болезненных людей» - в точности, как у нас!

День открытия новой линии был в Берлине настоящим праздником, и горожане радовались этому событию точно так же, как москвичи радовались открытию МЦК.

Вместо императора и императрицы, прокатившихся на пробном поезде в феврале 1882 года, у нас первую поездку совершали местные официальные лица, что не меняет сути (просто они выступили в императорской роли). Не знаю, выходили ли наши первые пассажиры на каждой станции? Император выходил.

Tags: город, история, путешествия, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • И несколько слов о полете

    Поскольку за последние три недели мне посчастливилось дважды воспользоваться услугами гражданской авиации и по два раза посетить московский аэропорт…

  • Уникальный вокзал

    Сегодняшний день мы провели в Калининграде: сдали арендованную на четыре дня машину, погуляли по городу и оформили заказ на кресла. И если на осмотр…

  • Пакуюсь

    Подобно путешественникам, отправлявшимся в путь сто лет назад и воспринимавшим любую дальнюю поездку как значительное событие, я решила начать…

  • А как же путешествовать?

    Двести лет назад - в эпоху, когда еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни поездов, люди не сидели на одном месте. Иногда они срывались с…

  • Романтика путешествий своими руками (инструкция)

    За месяц удаленной жизни я поняла, что единственное, чего мне всерьез не хватает – возможности собрать саквояж и отправиться в поездку. Нет, собрать…

  • Главное слово в заграничной поездке

    Дискуссия о возможности овладения разговорным английским языком на базе школьной и вузовской программ (без дополнительных инвестиций в виде…

  • Иностранный язык: учить, но не знать

    Мама, исключительно довольная своим итальянским путешествием, призналась: даже если бы ей пришлось возвращаться домой сегодня, она бы уже приехала…

  • Не бойтесь плацкартных вагонов

    Я понимаю, что мое снисходительное отношение к плацкартным путешествиям, которое иногда выглядит как любовь к ним, разделяют немногие. Если точнее –…

  • Плацкартная акробатика

    То ли у нас поезд настолько замечательный, то ли именно со мной такое происходит, но мне исключительно везет с попутчиками! Вот уже в который раз,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments