Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Германцы - молодцы

Когда мы с мужем были в Берлине, я не обратила внимания на городскую железную дорогу, о чем теперь очень сожалею. А ведь мы ей пользовались, но пользовались как пассажиры, а не историки, и поэтому теперь, прочитав в старом журнале новости об открытии этой дороги, я понимаю, какое количество приятных деталей ускользнуло от нас.


Берлинская городская рельсовая дорога открылась 7 февраля 1882 года, о чем было немедленно сообщено во «Всемирных иллюстрациях».

germ_rail1_1.JPG

Конечно, для того времени это было гигантское предприятие, проект которого был реализован за 10 лет. Много это или мало?

Отвечая на этот вопрос, сложно удержаться от проведения параллели с нашим МЦК.

Если учесть, что инициатива создания берлинской городской линии исходила от рельсового общества, которое и подготовило первоначальный проект, а правительство подключилось к реализации только спустя шесть лет, в 1878 году, то скорость работ можно считать вполне высокой.

На строительство было потрачено 46.345 марок, что, вероятно, было очень крупной суммой. Однако польза от городской рельсовой дороги оправдывала все затраты.

Во-первых, городская дорога соединила восточную и западную рельсовые линии, примыкавшие к Берлину с обеих сторон. По сути, это та идея – идея о соединении города и пригородов в единую транспортную сеть, о которой мы говорим только в нынешнем веке.

Во-вторых, эксплуатация дороги рассматривалась как дополнительный источник доходов, а экономическая целесообразность всегда является весомым аргументом. Тот факт, что в первое воскресенье после открытия дорогой воспользовались 67.000 пассажиров, подтверждает правильность расчетов, тем более что в летний период горожане, жаждущие выехать на свежий воздух, значительно усиливали пассажиропоток.

germ_rail2_1.jpg

Третье преимущество, наверно, тоже продемонстрировало себя спустя несколько десятилетий: городская железная дорога могла облегчить мобилизацию германских войск в случае войны.

Когда в нашем городе строили и открывали МЦК, одним из его отменных качеств назывались малые интервалы движения. Представьте, в 1882 году берлинские поезда ходили по рельсовой дороге с интервалом в 5 минут!

Каждый поезд состоял из 4-х вагонов и локомотива без тендера (то есть без вагона с запасом топлива).

Как и в поездах нашего МЦК, распределения мест не предусматривалось, и пассажиры самостоятельно отворяли двери в вагоны и заботились о том, чтобы выйти на нужной станции (без напоминания проводника). Если кому-то не хватало места в поезде, он должен был дожидаться следующего, а в случае, если пассажир не успевал сойти на станции (поезд делал остановку не более минуты), ему приходилось ехать дальше, что было «неудобно для детей, стариков и болезненных людей» - в точности, как у нас!

День открытия новой линии был в Берлине настоящим праздником, и горожане радовались этому событию точно так же, как москвичи радовались открытию МЦК.

Вместо императора и императрицы, прокатившихся на пробном поезде в феврале 1882 года, у нас первую поездку совершали местные официальные лица, что не меняет сути (просто они выступили в императорской роли). Не знаю, выходили ли наши первые пассажиры на каждой станции? Император выходил.

Tags: город, история, путешествия, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Не бойтесь плацкартных вагонов

    Я понимаю, что мое снисходительное отношение к плацкартным путешествиям, которое иногда выглядит как любовь к ним, разделяют немногие. Если точнее –…

  • Плацкартная акробатика

    То ли у нас поезд настолько замечательный, то ли именно со мной такое происходит, но мне исключительно везет с попутчиками! Вот уже в который раз,…

  • Ни при каких обстоятельствах

    Осенний Вышний Волочёк произвел на меня сложное впечатление. С одной стороны, это город, который можно уверенно причислить к любезным сердцу, милым…

  • Выйти на полпути

    Съездила в Вышний Волочёк, название которого правильнее было бы писать иначе - Волочок. Целью поездки, носившей сугубо деловой характер, был…

  • На встречу с курортом!

    Решила собраться в отпуск заранее. Во-первых, получу удовольствие от предвкушения путешествия; во-вторых, таким образом я не возьму ничего лишнего…

  • Боковушка в плацкарте: прелесть или кошмар?

    Осень я встретила в Кранце (и в Зеленоградске одновременно), куда прибыла накануне нефирменным поездом, в плацкартном вагоне, на боковом месте! В…

  • Скоро отпуск

    Еще несколько дней - и начнется отпуск. Короткий и, наверно, долгожданный. С одной стороны, я чувствую усталость и желание переключиться с ежедневной…

  • И ни в чем себе не отказывай!

    Газеты пишут о том, что представители профсоюзов направили в нужное место письмо с просьбой увеличить размер суточных командировочных выплат,…

  • Привет из России!

    Если бы у меня была почтовая открытка, похожая на те, которые советские граждане посылали родным и знакомым с морских курортов (с оптимистической…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments