Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что всем специалистам, работающим с пациентами, нужна не только теория, но и практика. Мало быть отличником в институте, способным освоить искусство врачевания – надо еще и овладеть практическими умениями, которые требуются в ежедневной, ремесленной, практике.
Смотреть на ход операции или другую манипуляцию со стороны – это значит получить о ней общее впечатление, не более того. Когда придет время самостоятельной работы, в руках у наблюдателя не будет навыка.
Однако перед нами неизбежно встает вопрос: на ком должны тренироваться специалисты? На бездыханных трупах? На живых людях, не имеющих возможности отказаться от участия в практическом занятии?
На этот вопрос цивилизованная медицина дала очень точный ответ: отработка практических умений и навыков (не только, кстати, ручных) должна осуществляться в симуляционных центрах. В этих центрах, больших и маленьких, симулируются различные реальные манипуляции – от смены повязок, постановки катетеров, взятия биопсии и интубации до сложнейших операций по разделению сиамских близнецов.
Часть работы проводится на манекенах и тренажерах, которые изготовлены таким образом, чтобы максимально точно имитировать не только органы и системы, но и биологические жидкости. На специальном тренажере, например, можно тщательно отрепетировать процесс откачивания крови из брюшной полости пациента, ее фильтрации и возврата в человеческий организм.
Часть рабочих моментов отрабатывается с привлечением актеров, обученных разыгрыванию типичных клинических ситуаций.
Цель всего этого очевидна – подготовить специалиста к встрече с реальной практикой и минимизировать риск для реального пациента.
На семинаре, который мне посчастливилось посетить на прошлой неделе, нам подробно рассказали о том, как устроен стандартный симуляционный центр, и о том, как важна подобная работа.
Важно, что кроме ручных навыков, специалисты отрабатывают не менее значимые клинические ситуации – разговоры с пациентами.
Как сообщить человеку о неизлечимом заболевании?
Как подобрать правильные слова, чтобы оповестить его о стремительно приближающейся смерти?
Как уговорить родителей на трансплантацию органов их только что погибшего ребенка?
Все эти умения не менее важны, чем меткий глаз и точные движения.
В симуляционных центрах отрабатывается весь лечебный процесс: логистика пациентов, обмен профессиональной информацией, доступность ресурсов.
И все это есть в свободном доступе не только для ординаторов, но и для специалистов с практическим опытом. К сожалению, не везде, а только в развитых странах.
Вот нам показали карту США, на которой нанесены симуляционные центры, и карту какой-то другой страны, в которой симуляционные центры пока остаются мечтой (название написано по-английски, так что я не поняла, что это за страна).
И что делать? Продолжать готовить кадры без столь важного учебного этапа, допуская их до тренировки на реальных людях?
При недостатке средств можно ли организовать симуляционный центр «на коленке», слепив его «из того, что было»? К сожалению, нет.
Построить «игрушечную» больницу и делать в ней операции «понарошку» - затея пустая и бесполезная. При таком подходе получается игра, а не обучение. Только высокая точность воспроизведения человеческого тела, реалистичность всех манекенов, тренажеров и клинических ситуаций обеспечивают практическую пользу симуляционных занятий.
Увы, без целевого финансирования не обойтись, а это значит… Впрочем, будем надеяться, ведь надежда ничего не стоит.