Большой зал московской консерватории вошел в мою жизнь в 1996 году, когда дочка стала петь в хоре, который, будучи бессменным победителем разнообразных международных конкурсов, регулярно давал концерты на главной столичной сцене. С тех пор этот зал я люблю нежно и преданно, как давнего друга, подарившего массу приятных и радостных часов.
Гардероб, лестница, фойе – все это кажется мне не только хорошо знакомым, но и родным. Поднимаясь в зал, всякий раз представляю свою семилетнюю дочку, которая, весело кружась, спускалась по этим ступенькам в декабре 1996 года.
Тут все по-прежнему, только на месте туалета оборудован буфет.
В этом зале – изумительная акустика, и ценители музыки знают, что основной полет звука со сцены направлен в первый амфитеатр. Именно он – лучшая зона.
Вот макет зала (в стекле отражается Гайдн, портрет которого висит над макетом).
До 1953 года Гайдн висел в зале в ряду других гениальных композиторов, но по политическим мотивам его и еще троих зарубежных гениев из зала выдворили, заменив на другие персоны. Место Гайдна занял Даргомыжский.
Интересно, что концертный зал строили сразу как концертный, но архитектор решил сохранить фасад от дома, который стоял здесь до постройки консерватории.
Всемирно известный конкурс Чайковского всегда проводился именно здесь, и с 1998 года я хожу на фортепианные прослушивания 1-го, 2-го, а иногда и 3-го туров каждые четыре года. Интересно: в 1998 году первую премию получил Денис Мацуев, и я помню его конкурсное выступление, на котором случайно оказалась. Сейчас Мацуев – председатель жюри.
Единственный конкурс, который я намеренно проигнорировала – конкурс 2015 года. Тогда я была страшно сердита на Петра Ильича, в биографии которого обнаружились неприглядные моменты. Теперь мне удалось отделить личность композитора от конкурса его имени и вернуться на прослушивания.
Правда, в этом году вокруг конкурса возник такой ажиотаж, что купить билеты было невозможно даже на первый тур!
Раньше, в золотые 1990-е годы, на первый тур был свободный вход, и можно было посетить столько прослушиваний, сколько твоей душе и ушам было угодно.
Теперь всё: население массово потянулось к искусству, и билетов нет…
Самый мой любимый тур – третий, поскольку на нем исполняется Первый концерт Чайковского – произведение, которое, наряду с концертом №2, является обязательным для финалистов.
В этом году концерт №1 придется слушать в трансляции.
Место во 2-м амфитеатре мне удалось купить он-лайн случайно, а на самом прослушивании – единственном, которое я смогла посетить, не было ни одного свободного места.
Из второго амфитеатра все чудесно видно и идеально слышно.
И отдельной наградой в жаркий день стала прохлада, которая мягко окутывала наши ряды.
Если у вас будет возможность посетить Большой зал консерватории, воспользуйтесь ей. Билеты стоят недорого, зато вокруг – очень интеллигентная публика, которая сидит не шелохнувшись, внимая каждому звуку с поразительной сосредоточенностью, и позволяет себе только одно непротокольное проявление – презрительно наморщить нос в случае, если какой-то растяпа забудет выключить звук своего мобильного телефона.