Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Тут вам не Майами

Побывала в пятницу на фортепианном концерте в камерном зале. Не столь важно, как называется весь концертный комплекс, но важно, что зал – камерный, то есть предполагающий некую душевность и, в хорошем смысле, расслабленность.

Пианист играл виртуозно, но до этого публике пришлось минут десять потомиться в ожидании начала мероприятия.


pianist1_1.jpg

Не знаю, было ли это томление запланированным, но ждали все спокойно, без возмущения, понимая, что исполнитель прибыл издалека – из Майами, и мог не успеть завершить последние приготовления.

В качестве компенсации за ожидания или просто так конферансье объявил, что по окончании концерта в фойе будет организована «автограф-сессия».

Исполнитель, по сути, «наш человек»: родился и вырос в Москве, но лет десять назад вывез свой талант на далекий американский берег, где приобрел мировую известность и стал многократным лауреатом. С тех пор у нас он – гастролирующая звезда.

Но это все мелочи, ведь главное, что играет виртуозно!

Поначалу все шло по классическому сценарию: артист выступает, публика внимает.

Мы сидели в наилучшей позиции, когда не только отлично слышна музыка, но и видны руки, ее создающие. Я люблю видеть процесс, поэтому предпочитаю первый ряд балкона.

pianist2_1.JPG

Глядя на стремительное движение пальцев пианиста, я невольно вспомнила свою музыкальную школу и по-обывательски восхитилась тем, как пианисту удалось выучить наизусть такой колоссальный объем музыкального материала! Выучивание наизусть всегда было моей самой большой проблемой…

pianist3_1.JPG

После двух произведений, исполнение которых вознаграждалось бурными аплодисментами, пианист из Майами неожиданно взял в руки микрофон и обратился к залу: «Я играл в этом зале десять лет назад. Спасибо за теплый прием. Но он слишком теплый. Точнее – слишком шумный». Растроганная публика слегка смутилась, но зааплодировала…

pianist4_1.JPG

Сверкнув золотой оправой и загадочно улыбнувшись, пианист продолжил тоном учительницы, которая готова выйти из себя и едва удерживается в рамках дидактических принципов: «Слишком шумный. Да. Давайте немножко потише. Нет, множко. Давайте множко потише!».

Я предположила, что сейчас прозвучит архисложное произведение, исполнение которого требует предельной сосредоточенности, хотя и подумала, что тут вам, знаете ли, не Майами, где зрители сидят, не шелохнувшись.

Здесь климат иной, и соотечественники позволяют себе и кашлянуть ненароком, и поерзать неловко.

Признаю: один зритель не отключил звук мобильного телефона. Но стоило ли из-за одного недотепы делать замечание всем зрителям?

Пристыженная публика опустила глаза, пианист вернулся на свое рабочее место и концерт продолжился.
Сначала я не поверила тому, что слышу, но потом поняла: да, это она! «Фантазия» Моцарта (ре-минор, номер 3), которую я играла на выпускном экзамене в музыкальной школе! Это было более тридцати лет назад, но тоже было наизусть и в правильном темпе.

Наберусь честности и скажу: лауреат из Майами играет фантазию ре-минор лучше, чем я. Он исполняет музыку, а я исполняла ноты.

Мои пальцы невольно вспоминали каденции и пассажи, которые они воспроизводили несколько десятилетий назад, а в памяти оживали наиболее драматические моменты подготовки к выпускному экзамену.

Всю фантазию ре-минор я просидела неподвижно, боясь, что взмах моих ресниц вызовет потоки воздуха, могущие рассердить лауреата.

Как порядочные зрители, антракт мы провели в фойе в обсуждении впечатлений от услышанного. Моим основным впечатлением, конечно, было впечатление от фантазии.

В начале второго отделения две зрительницы, восхищенные игрой лауреата, преподнесли ему цветы – каждая по букету из трех огромных роз. Обычно публика осыпает артистов ботаникой в конце отделения, но я не вижу ничего ужасного в том, что наш исполнитель был осыпан в начале.

Я не вижу. А он увидел.

- А вы что – уже собираетесь уходить? Почему дарите цветы в начале? – упрекнул зрительниц исполнитель, пытавшийся выглядеть остроумным.

Зрительницы смутились и быстренько заняли свои места в партере.

Лауреат положил розы на рояль, снова взял их в руки, переложил по-другому и, раздосадованный, взял микрофон для продолжения шутки: «Получается четное число! Ни у кого больше нет букета?».

С первого ряда сорвался зритель с букетом, а вслед за ним – второй.

Небрежно взяв букет из рук более проворного зрителя и отмахнувшись от букета того, кто подбежал вторым, лауреат соорудил на рояле нечетную цветочную композицию и продолжил играть.

pianist5_1.JPG

Публика в умилении аплодировала артисту, а я снова подумала, что тут вам все-таки не Майами…

Весь этот юмор исполнителю можно простить, потому что с основной задачей – исполнением произведений – он справлялся виртуозно.

Когда вся программа концерта была реализована, зал разразился овациями. Я тоже, конечно, аплодировала, но не так фанатично.

Приняв овации за нежелание расходиться, пианист потоптался по сцене и спросил: «Ну, что вы от меня хотите?».

Зрители не сразу сообразили, что им предложено сделать заказ.
Сообразив, они стали выкрикивать разное: кто просил Листа, кто – четырнадцатую фортепианную сонату Бетховена, часть которой известна под названием «Лунная».

- Нет, вы что, серьезно?! «Лунную» сонату?! – демонстративно удивлялся лауреат, разочарованный музыкальными предпочтениями публики.
- «Лунную»! – кричал партер.
- «Лунную» сонату?! Ну, «Лунную» так «Лунную»…

Не знаю, что надеялся услышать зал: произведение целиком или только первую, наиболее популярную, часть, но артист исполнил все.

Разумеется, блестяще и наизусть, поразив меня вторично (я могла сыграть вторую и третью части сонаты только по нотам).

Получив добавочную порцию оваций, артист решил не покидать сцену и проникновенно заиграл «Подмосковные вечера», которые публика робко подхватила нестройным пением…

На «автограф-сессию» мы не остались.

Я – не музыкант, и в музыке не разбираюсь. На фортепианные концерты хожу так, как хожу всюду - как кухарка, поэтому мое резюме не претендует на глубину и объективность.

Резюме: концерт мне очень понравился, но тут вам точно не Майами. Или Майами? Как думаете?


Тут вам точно не Майами. Или Майами? Как думаете?

Тут не Майами
5(13.5%)
Тут - как в Майами
1(2.7%)
Майами тут вообще не причем
31(83.8%)

Tags: искусство, повседневность
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Концерт по случаю

    Надеюсь, вы помните (и, вспоминая, не смеетесь) мои восторги по поводу праздничного концерта, который был устроен в Кремлевском дворце в честь…

  • Маленькие театральные хитрости

    Если вы ходите в театр так же часто, как я, вам могут быть полезны маленькие хитрости, которыми я изредка пользуюсь. Если вы – настоящий театрал,…

  • Независимый отзыв

    Я заметила, что большинство рецензий, размещенных в интернете, пишутся на заказ. Заинтересованная контора вручает будущему рецензенту билет на…

  • Про консерваторию

    Не помню, бывала ли я в залах московской консерватории в детстве. Посещение концертов обычно выпадало на каникулярный период, а в каникулы я часто…

  • Волцы и овки

    Если вы до сих пор думаете, что мир состоит из хороших и плохих людей (с преобладанием первой или второй категории), то вам нужно перечитать или…

  • Ни слова о саде

    В области драматургии я – фанат Островского. Несмотря на то, что есть еще две пьесы других авторов, которые я стараюсь смотреть во всех постановках –…

  • Художник и время

    Как ни стараюсь, но разделить произведение и автора я не могу. Для меня всегда важна личность создателя – художника, писателя, композитора. Я не…

  • Весь мир - театр

    …и если вы с этим согласны, то сегодня уверенно можете отметить свой праздник – Всемирный день театра. Во времена Шекспира, с одной из фраз…

  • Портрет патологоанатома

    Наверно, этот пост следовало написать к Дню медицинского работника, однако тема, которую я хочу коротко обсудить, может расстроить моих дорогих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments