Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Тут вам не Майами

Побывала в пятницу на фортепианном концерте в камерном зале. Не столь важно, как называется весь концертный комплекс, но важно, что зал – камерный, то есть предполагающий некую душевность и, в хорошем смысле, расслабленность.

Пианист играл виртуозно, но до этого публике пришлось минут десять потомиться в ожидании начала мероприятия.


pianist1_1.jpg

Не знаю, было ли это томление запланированным, но ждали все спокойно, без возмущения, понимая, что исполнитель прибыл издалека – из Майами, и мог не успеть завершить последние приготовления.

В качестве компенсации за ожидания или просто так конферансье объявил, что по окончании концерта в фойе будет организована «автограф-сессия».

Исполнитель, по сути, «наш человек»: родился и вырос в Москве, но лет десять назад вывез свой талант на далекий американский берег, где приобрел мировую известность и стал многократным лауреатом. С тех пор у нас он – гастролирующая звезда.

Но это все мелочи, ведь главное, что играет виртуозно!

Поначалу все шло по классическому сценарию: артист выступает, публика внимает.

Мы сидели в наилучшей позиции, когда не только отлично слышна музыка, но и видны руки, ее создающие. Я люблю видеть процесс, поэтому предпочитаю первый ряд балкона.

pianist2_1.JPG

Глядя на стремительное движение пальцев пианиста, я невольно вспомнила свою музыкальную школу и по-обывательски восхитилась тем, как пианисту удалось выучить наизусть такой колоссальный объем музыкального материала! Выучивание наизусть всегда было моей самой большой проблемой…

pianist3_1.JPG

После двух произведений, исполнение которых вознаграждалось бурными аплодисментами, пианист из Майами неожиданно взял в руки микрофон и обратился к залу: «Я играл в этом зале десять лет назад. Спасибо за теплый прием. Но он слишком теплый. Точнее – слишком шумный». Растроганная публика слегка смутилась, но зааплодировала…

pianist4_1.JPG

Сверкнув золотой оправой и загадочно улыбнувшись, пианист продолжил тоном учительницы, которая готова выйти из себя и едва удерживается в рамках дидактических принципов: «Слишком шумный. Да. Давайте немножко потише. Нет, множко. Давайте множко потише!».

Я предположила, что сейчас прозвучит архисложное произведение, исполнение которого требует предельной сосредоточенности, хотя и подумала, что тут вам, знаете ли, не Майами, где зрители сидят, не шелохнувшись.

Здесь климат иной, и соотечественники позволяют себе и кашлянуть ненароком, и поерзать неловко.

Признаю: один зритель не отключил звук мобильного телефона. Но стоило ли из-за одного недотепы делать замечание всем зрителям?

Пристыженная публика опустила глаза, пианист вернулся на свое рабочее место и концерт продолжился.
Сначала я не поверила тому, что слышу, но потом поняла: да, это она! «Фантазия» Моцарта (ре-минор, номер 3), которую я играла на выпускном экзамене в музыкальной школе! Это было более тридцати лет назад, но тоже было наизусть и в правильном темпе.

Наберусь честности и скажу: лауреат из Майами играет фантазию ре-минор лучше, чем я. Он исполняет музыку, а я исполняла ноты.

Мои пальцы невольно вспоминали каденции и пассажи, которые они воспроизводили несколько десятилетий назад, а в памяти оживали наиболее драматические моменты подготовки к выпускному экзамену.

Всю фантазию ре-минор я просидела неподвижно, боясь, что взмах моих ресниц вызовет потоки воздуха, могущие рассердить лауреата.

Как порядочные зрители, антракт мы провели в фойе в обсуждении впечатлений от услышанного. Моим основным впечатлением, конечно, было впечатление от фантазии.

В начале второго отделения две зрительницы, восхищенные игрой лауреата, преподнесли ему цветы – каждая по букету из трех огромных роз. Обычно публика осыпает артистов ботаникой в конце отделения, но я не вижу ничего ужасного в том, что наш исполнитель был осыпан в начале.

Я не вижу. А он увидел.

- А вы что – уже собираетесь уходить? Почему дарите цветы в начале? – упрекнул зрительниц исполнитель, пытавшийся выглядеть остроумным.

Зрительницы смутились и быстренько заняли свои места в партере.

Лауреат положил розы на рояль, снова взял их в руки, переложил по-другому и, раздосадованный, взял микрофон для продолжения шутки: «Получается четное число! Ни у кого больше нет букета?».

С первого ряда сорвался зритель с букетом, а вслед за ним – второй.

Небрежно взяв букет из рук более проворного зрителя и отмахнувшись от букета того, кто подбежал вторым, лауреат соорудил на рояле нечетную цветочную композицию и продолжил играть.

pianist5_1.JPG

Публика в умилении аплодировала артисту, а я снова подумала, что тут вам все-таки не Майами…

Весь этот юмор исполнителю можно простить, потому что с основной задачей – исполнением произведений – он справлялся виртуозно.

Когда вся программа концерта была реализована, зал разразился овациями. Я тоже, конечно, аплодировала, но не так фанатично.

Приняв овации за нежелание расходиться, пианист потоптался по сцене и спросил: «Ну, что вы от меня хотите?».

Зрители не сразу сообразили, что им предложено сделать заказ.
Сообразив, они стали выкрикивать разное: кто просил Листа, кто – четырнадцатую фортепианную сонату Бетховена, часть которой известна под названием «Лунная».

- Нет, вы что, серьезно?! «Лунную» сонату?! – демонстративно удивлялся лауреат, разочарованный музыкальными предпочтениями публики.
- «Лунную»! – кричал партер.
- «Лунную» сонату?! Ну, «Лунную» так «Лунную»…

Не знаю, что надеялся услышать зал: произведение целиком или только первую, наиболее популярную, часть, но артист исполнил все.

Разумеется, блестяще и наизусть, поразив меня вторично (я могла сыграть вторую и третью части сонаты только по нотам).

Получив добавочную порцию оваций, артист решил не покидать сцену и проникновенно заиграл «Подмосковные вечера», которые публика робко подхватила нестройным пением…

На «автограф-сессию» мы не остались.

Я – не музыкант, и в музыке не разбираюсь. На фортепианные концерты хожу так, как хожу всюду - как кухарка, поэтому мое резюме не претендует на глубину и объективность.

Резюме: концерт мне очень понравился, но тут вам точно не Майами. Или Майами? Как думаете?


Тут вам точно не Майами. Или Майами? Как думаете?

Тут не Майами
5(13.5%)
Тут - как в Майами
1(2.7%)
Майами тут вообще не причем
31(83.8%)

Tags: искусство, повседневность
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Ностальгия по доверию

    Я очень люблю смотреть эстрадные концерты советского периода, когда у нас еще не было шоу-бизнеса. Точнее – он у нас уже был, но мы, зрители, об этом…

  • Не могу оторваться

    Вот уже который вечер я не могу оторваться (и оторвать мужа) от сериала «Вера», названного по имени главной героини, старшего инспектора криминальной…

  • Встреча с прекрасным

    На днях я совершенно случайно освободилась на час раньше и «по заданию редакции» отправилась на встречу с прекрасным. В чем состояло задание,…

  • Убийца на все сезоны

    Предупреждаю: этот пост – настоящий спойлер, потому что в конце я скажу вам, кто убийца! Всем, кто не желает этого знать, рекомендую немедленно…

  • Фильм в синих тонах

    Я теперь немножко киноман, поскольку карантин оставил на добрую память о себе желание смотреть медленное кино. Раньше, до карантина, я предпочитала…

  • Уже не то

    Маршрут моей воскресной прогулки проходит мимо нескольких театров. Лето – не театральный сезон, и каждый год с середины августа я начинаю мечтать о…

  • Бесцеремонность кинопрокатчиков

    Мне кажется, что в прокат картина должна выходить с тем названием, которое ей дали авторы. На мой взгляд, это - очевидно. Однако у прокатчиков,…

  • Мэпп и Лучия

    Прошло две недели, но во мне до сих пор сохраняется эмоциональный след от одного мини-сериала, который мы начали смотреть без особой надежды на яркие…

  • Великое ограбление и огромная любовь

    Еще раз спасибо карантину: я уже два месяца как знаю, что такое Великое ограбление поезда. И если вы тоже хотите это знать и хотите насладиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments