Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Все как у людей. И даже лучше!

Покупки это не только приобретение того, в чем мы нуждаемся. Это еще и особое поведение, которое поддерживает наш социальный статус.

Психологически здоровые люди живут по средствам, и если этих средств им не хватает, они ищут способы увеличить доход.

Независимо от того, на сколько процентов возрастает их прибыль, они покупают лишь то, что им необходимо для использования по прямому назначению. Для них товары и услуги это только товары и услуги, а не часть самопрезентации и самооценки. Они создают свой мир вещей, основанный на принципах умеренности и стилистического единства.

Психологически зависимые люди, склонные к нарциссизму, покупают ради престижа и ради демонстрации своих возможностей. Расточительно тратя деньги на товары и услуги, ассоциированные в массовом сознании с роскошью, они поддерживают свой социальный статус. Для них это единственная возможность самоутвердиться. Главной компенсацией впустую потраченных денег становится зависть окружающих; не всех, конечно, а лишь тех, кто тоже считает, что богатство синоним счастья.

Явление это не новое. Впервые о «демонстративном потреблении» написал Торстейн Веблен в 1899 году. Веблен считал, что неразумные решения потребители принимают под давлением общества, ожидающего от них соответствия поведения заявленному статусу (по типу «назвался груздем…»).

Кстати, показное потребление свойственно не только «богатым», но и относительно «бедным». Просто у каждого – свой зритель, свой завистник, своя задача. Задача первых – поддержание имиджа, задача вторых – борьба с впечатлением об их низком достатке.

Если в «набор джентльмена» входит квартира в удобном районе и машина в идеальном техническом состоянии, то в «набор богача», хочет он того или нет, должен войти большой дом в престижной местности и машина представительского класса, на которой он будет четыре часа добираться в престижную местность после работы. Престижному бедняку достаточно быть «без порток, но в шляпе».

У показного приобретения есть одна хорошая сторона: необходимость обслуживания роскоши вынуждает создавать рабочие места. Так, загнанный в угол собственными страхами и комплексами «богач» финансирует существование целого штата работников. Вообще непонятно, кто кого эксплуатирует…

Я – за приобретение качественных товаров, но мне жаль тех, для кого эти товары становятся символом причастности к категории «достойные люди».

Жителям стран, где распространен протестантизм (а заодно и логично вытекающий из протестанских ценностей прогрессивный налог), демонстративное потребление свойственно в меньшей степени. У нас я вижу статусных «счастливчиков» каждый день. Они так трогательно занавешивают тряпочками номера своих Порше и Мазерати. Зачем? Да чтобы не платить за парковку. Ведь это целых 60 рублей в час!


Tags: повседневность, психолог
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments