Но во Всемирный день театра я смотрела «Вишнёвый сад» - драматургическое произведение, которому нет равных.
Начнем с того, что это – последняя пьеса Чехова, а всё «последнее» обычно отличается от всего предыдущего и воспринимается по-особенному. Между первой постановкой пьесы и смертью ее автора прошло всего полгода.
Текст, в отличие от большинства ему подобных, изобилует недомолвками и как будто оборванными репликами, что создает впечатление естественности и натуральности той жизни, которую показывают зрителю.
Красивый, но бесполезный или простой, но перспективный – перед таким выбором ставит Чехов публику, подталкивая ее к правильному ответу. Сентиментальные воспоминания, мечтательность и элегантная нерешительность отступают перед практицизмом и готовностью делать дело. Так происходит и в 1903 году, когда был написан «Вишнёвый сад», и в 2019-м, когда мы его смотрим, и речь идет не о поместьях и садовых насаждениях, а о жизненной философии.
«Вишнёвый сад» - это конфликт, который разворачивается между действием и бездействием, а не между прошлым и будущим. И этот конфликт – не драма и не трагедия, а комедия, как и определил жанр своей пьесы автор.
Остается единственный вопрос: кто смешон? Тот, кто бездействует, оставаясь безвольным эстетом, или тот, кто готов потеть и надрываться ради будущих успехов, воспользоваться которыми он, возможно, не сможет?
Когда мы учились в школе, нам говорили, что «Вишнёвый сад» - это пьеса о гибели дворянской России под натиском нового поколения предпринимателей. Сейчас я понимаю, что пьеса – не об общественных перипетиях, а о людях, которые стремятся к счастью. Каждый – к своему.
Так каков же правильный ответ?