Случаются, безусловно, разные особенности, контролировать которые автор не может. По этой причине «Концерт для фортепиано с оркестром №1» я могу слушать с искренним восторгом, несмотря на то, что у Петра Ильича имелись серьезные недостатки в биографии. Правда, в данном случае может быть существенным такой момент: «Первый концерт» я успела полюбить до того, как узнала подробности жизни композитора.
Противоположный пример – поэзия Цветаевой. Характер и поступки поэтессы определяют мое отношение к ее творчеству и, читая ее стихи, я не могу забыть об ее отношении к собственной дочери. И в этом отношении нет осуждения, но есть влияние на восприятие произведений.
Мне очень нравятся картины, написанные моей подружкой. Возможно, они пока не дотягивают до уровня Серова и Айвазовского, но мне они нравятся, потому что подружка – замечательный человек.
Собственно, все эти рассуждения вдохновлены известием о том, что в Москве открылась выставка работ Ильи Репина, на которую невозможно попасть. В последние годы у нас стало модным преодолевать препятствия, чтобы лицезреть то, к чему без всякого ажиотажа можно прильнуть в другое время. Серов, Куинджи, всевозможные мощи – все, что рекламируется и окружается ажиотажным спросом, привлекает к себе не только истинных ценителей, но и людей, заинтересованных в простой причастности к «событию». По сути, им иногда неважно, куда стоять – лишь бы получить возможность похвалиться «и я там был» - перед окружающими или перед самим собой. Думаю, что в основе этого лежит глубокое одиночество, но сегодня не про него.
Итак, Репин. У него была совершенно изумительная гражданская жена, которая отличалась безграничным благородством, милосердием, отзывчивостью и прогрессивными социальными убеждениями. Ее представления о добре и зле и деятельные попытки сделать мир вокруг себя чище и честнее воспринимались некоторыми как эксцентричность, поскольку от жены известного художника общество ожидало беззаветного служения гению и только. В финской Куоккале, в которой Репин приобрел имение, по ее инициативе слуги и господа кушали за одним столом, и никто не барствовал. Не обладая внешней привлекательностью или богатством, жена Репина была совершенно очаровательной личностью, благодаря которой в течение 15-ти лет художник писал чудесные картины.
Жену Репина звали Натальей Нордман, и мне кажется, что ее имя должно быть известно всем поклонникам творчества живописца.
На выставку, которая проходит на Крымском валу, обещают пускать без очередей, по предварительно купленным билетам. Поскольку Репин мне нравится и как человек, и как художник, возможно, я на эту выставку схожу.
Однако сначала надо уточнить, не придется ли потратить массу времени, чтобы приобщиться к популярному событию…