И самое главное: участники конгресса обсудили и в результате живой дискуссии приняли проект порядка оказания реабилитационной помощи детям. Вокруг этого порядка было немало драматических ситуаций – ситуаций с возможными негативными последствиями для больных детей. К сожалению, те, кто разрабатывает и утверждает порядки оказания помощи взрослым, не учитывают особенности детского возраста, что приводит к разного рода нелепостям. Эти нелепости наконец удалось устранить консолидированными усилиями - усилиями нашего профессионального сообщества.

Но выводы, которыми я хочу поделиться, не лежат в плоскости принятых решений. Эти выводы носят сугубо практический, почти бытовой характер – как и положено выводам кухарки, попавшей в научное общество.
Вывод № 1: если вы видите, что в зале нет свободных мест, смело идите на первый ряд – там всегда обнаруживается никем не занятый стул.
Как показывает опыт, значительная часть слушателей предпочитает места у входа (точнее – у выхода). С них можно вспорхнуть в любой момент, не привлекая к себе излишнего внимания. В середину зала и ближе к президиуму садятся те, кто намерен выслушать все доклады (таких большинство) или способен беззастенчиво заниматься своими делами на глазах у докладчиков (таких меньшинство). А вот на первый ряд садятся самые-самые. Обычно они или фанатично преданы теме, или являются соавторами. Соавторов и фанатов – ограниченное число, поэтому на первом ряду всегда есть свободные места.
Вывод № 2: заняв свободное место в первом ряду, приготовьтесь к тому, чтобы до конца секции внимательно смотреть на слайды (по крайней мере, сохранять видимость заинтересованности) и отзывчиво кивать головой, подтверждая правоту оратора.

Первый ряд исключает любые вольности, включая зевки и просмотр социальных сетей. Если слушатель шестого ряда может позволить себе все, что угодно, то тот, кто угодил на первый ряд, должен олицетворять собой науку и практику, слившиеся в едином порыве.
Я, например, сажусь в первый ряд только тогда, когда очень интересуюсь темой.
Во всех остальных случаях предпочитаю стоять в дверях или сидеть на ступенях в проходе между рядами.
Вывод № 3: руководитель, который искренне и персонально хвалит своих сотрудников, производит очень благоприятное впечатление.
Наблюдая за выступлениями директоров, главных врачей, главных специалистов, я заметила, что есть две вещи, которые не украшают образ докладчика: высказывания типа «наша больница - самая лучшая» и аморфная похвала «коллектива». Первое вызывает недоумение у присутствующих, воспринимается как желание просто похвалиться, а сам докладчик в глазах слушателей превращается в кулика, нахваливающего свое болото. Второе – обобщенное высказывание обо всех сотрудниках – ассоциируется с известным «все свободны, всем спасибо», которое произносится не ради выражения искренней благодарности, а исключительно ради того, чтобы выглядеть прилично.
Намного симпатичнее и достовернее смотрятся искренние восторги, высказанные в адрес конкретного человека, особенно если эти восторги не ограничиваются определениями «самая умная» или «самая красивая», а подкрепляются коротким перечислением реального вклада в общее дело. Такой руководитель сразу обретает ореол успешности, ведь если он окружен такими прекрасными соратниками, в его замечательных организаторских способностях и перспективах никто не сможет засомневаться.

И вообще очень приятно, когда докладчик улыбается, берет ответственность за общие промахи только на себя и свободно держится у микрофона. По сути, в этой ситуации действует тот же механизм, на который намекает пословица «У хорошей жены муж всегда молодец».