Рассуждения типа «если бы я был президентом» обычно обнаруживают свою несостоятельность при реальном ознакомлении с предметом. Издалека всё кажется таким понятным и очевидным, и любое возмущение по поводу воспринимается как праведное и обоснованное.
И вот мы приближаемся к проблеме, обнаруживаем в ней нюансы, скрытые от взора посторонних, и начинаем сомневаться… Сначала мы сомневаемся в продуманности тех мер, которые казались нам идеальными; потом сомнения распространяются и на саму возможность устранить недостатки.
Вот взять, например, систему сиротских учреждений, которые сейчас, в рамках требований сделать их семейно-ориентированными, стали называться центрами содействия семейному воспитанию. Смотрящему из гостиной совершенно очевидно, что надо делать, чтобы детям жилось лучше. Можно ограничиться советами по улучшению интерьеров и финансирования детских домов, а также требованиями ужесточить отбор лиц, допущенных до педагогической деятельности, а можно пойти дальше – замахнуться на общество, выдвинув ему категорический запрет на отказ от ребенка. Много вариантов переформатирования – выбирай любой…
А потом мы приезжаем в детский дом (например, для умственно отсталых, которые не должны жить хуже, чем умственно догоняющие) и видим те самые нюансы, о которых забыли, сидя у камина. И эти нюансы вынуждают пересмотреть свои представления, потому как план боя, составленный в штабных условиях, всегда отличается от плана, реализуемого на передовой.
Мы обнаруживаем, например, нехватку свободных рук и специализированного оборудования, а также отсутствие эмоциональной поддержки тех, кто работает с тяжелыми детьми, от которых их воспитатели вряд ли услышат хотя бы одно слово.
Так называемые «солнечные дети» излучают лучи с обложек тематических календарей и страниц инстаграмов, но в ежедневном общении они бывают другими – такими, какими и положено быть детям.
Когда граждане в рамках отдельно взятой благотворительной акции собирают плюшевые игрушки, в их воображении возникает образ беззащитного дитя, нуждающегося в ласке и готового на нее с благодарностью откликнуться. В реальности воспитанники детских домов бывают разными: не только беззащитными, но и агрессивными, лживыми, грубыми. Эти качества они приобретают не только в результате жизненного опыта, но и вследствие тех болезненных процессов, которые протекают в их организмах, и с этими особенностями ежедневно имеют дело те, кого принято называть «персоналом».
Легко быть добрым и отзывчивым на расстоянии. Сохранять доброту и терпимость, ежедневно работая с тяжелой патологией – куда более сложная задача, которую невозможно решить только путем материального стимулирования. Можно с упоением рассуждать о призвании, о социальной ответственности, о профессиональном долге других людей, но лучше отказаться от осуждения тех, у кого ежедневный труд не украшен розами.
Очень легко осуждать непутевых родителей и очень сложно оказать им такую помощь, которая будет ими воспринята адекватно.
Если мы чувствуем в себе готовность потратить собственные силы на благоустройство мира, то надо их тратить, советуясь с теми, кто давно находится в теме. Надо тратить свои деньги, свои знания, свое время и тогда приобретать право рассуждать о реформах. А быть дистанционным реформатором и сыпать бесплатными советами … нет, пожалуй, лучше ограничиться чтением книги у камина.