olga_srb

4 минуты на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категории:

Преображение остатков

То ли кризис реально существует, то ли происходят глобальные изменения жизненной философии, то ли я просто обратила внимание на ситуацию, но мне кажется, что в обществе меняется отношение к материальным ценностям.


Я заметила, что некоторые горожане (на мой взгляд, наиболее сознательные) перестали бездумно сваливать мусор в контейнеры, относя его к одной категории – «хлам». Они сортируют то, что им не нужно, на то, что не может быть использовано никем, и то, что может быть кому-либо полезно. Предметы, относящиеся ко второй категории, они аккуратно ставят рядом с мусорной точкой, повышая шансы своих отходов на вторую жизнь.

Недавно я стала свидетелем короткой сценки: две женщины случайно встретились у мусорных контейнеров, причем одна дама намеревалась бросить в контейнер пакет с мусором, а вторая обратилась к ней с просьбой не кидать весь пакет, а только высыпать в мусорный бак содержимое.

- Если Вы не против, я бы Ваш пакет забрала, а то у моего ручка оторвалась, - произнесла «просительница», для убедительности продемонстрировав собственный пакет с оторванной ручкой.

Я шла мимо и потому не знаю, как долго они общались, но между двумя женщинами завязалась беседа, в начале которой «подающая» предложила «просительнице» не только забрать пакет, но и кое-что из его внутренностей: банку с засахаренным вареньем, начатый шампунь и что-то еще. Не знаю подробностей, но при мне дама с оторванной ручкой охотно согласилась принять подарки.

Как оценивать увиденное? Очевидно, что положительно. Обе женщины остались довольны, а варенье и шампунь еще принесут пользу.

Не исключено, что сокращение потребительской активности является ответом на понижение уровня доходов (если такое понижение реально существует), однако вряд ли все перемены можно объяснить объективными факторами.

Я не уверена, но складывается впечатление, что люди насытились разнообразием и стали меньше покупать.

Изобилие и невероятная широта ассортимента, пришедшие на смену десятилетиям дефицита и поисков пищи, стали привычными и перестали вызывать восторг. Сочетание торговли и досуга в формате «торгово-развлекательного» конгломерата теперь воспринимается как ненужная трата времени и сил, поскольку купить можно все, не сползая с дивана, а развлекаться стало модно с пользой для ума (и Инстаграма).

И вот – итог: демонстративное потребление сдувается как шарик, проколотый острой иголкой минимализма.

Потребительский аппетит стал соответствовать диете, которая предписывает гражданам обходиться меньшим, и пройдет совсем немного времени, чтобы даже ненавязчивое хвастовство брендами стало почти неприличным.

Отказ от культа нового и уважение к потенциалу, заложенному в вещи, выражается и в том, что нынешний музей не отличишь от помойки, а помойку - от музея. Вероятно, и это пройдет, но изменившееся отношение к материальным объектам останется.

Отходы, остатки и прочие бывшие в полном или частичном употреблении объекты приобретают новое значение, и вот уже известное кулинарное шоу получает название «Преображение остатков». Участникам состязания выдаются недоеденные сэндвич со свининой, спагетти с тунцом и томатный суп, из которых они должны соорудить конкурентно-способные блюда. Невольно вспоминаются работники советского общепита, умевшие из содержимого любого мусорного ведра сделать званный ужин…


Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Автор записи увидит Ваш IP адрес