Несмотря на то, что я не отношусь к перфекционистам, мне казалось, что лучшее всегда лучше, чем то, что хуже, а выражение «лучшее – враг хорошего» я считала отговоркой лентяев, которые избегают лишних усилий.
И вот на днях возникла ситуация, которая убедила меня в ошибочности прежних представлений, а заодно подтвердила правильность другого наставления: «век живи – век учись».
Помимо своих должностных обязанностей, круг которых весьма широк и ненормирован, я добровольно взяла на себя еще одну – ведение официальной страницы нашего учреждения. Большинство мероприятий, адресованных пациентам и их родственникам, которые я освещаю в коротких постах, я же сама и организую, поэтому получилось так, что я стала эпицентром и самой социально-психологической активности, и ее отражения в соцсетях. Эта работа мне нравится, и то, что она сосредоточена в одних руках (и одной голове), представляется мне весьма рациональным.
По возможности, свои информационные заметки я сопровождаю фотографиями. Особенностью фотографирования в психиатрическом учреждении является невозможность показа лиц пациентов без их согласия, поэтому я не размещаю, например, трогательные детские улыбки, хотя в реальной клинической практике вижу их очень часто.
Сначала я пыталась делать качественные фото, используя зеркальную камеру, но очень быстро заметила, как напрягаются «модели» при виде расчехленного фотографического аппарата.
Фотографировать занятие или иное взаимодействие с пациентом любого возраста – довольно деликатная задача, которую надо исполнять виртуозно, то есть не вызывая волнения и тревоги. Для этих целей самый лучший вариант – фотокамера в мобильном телефоне (с выключенным звуком «затвора»!).
Однако у психологически безопасного больничного фотографирования есть одна негативная сторона – с художественной точки зрения такие кадры смотрятся скромно, напоминая домашнюю, любительскую съемку в стиле папарацци. Разумеется, если встать с места, занять стратегически верную художественную позицию, выставить вспышку и направить камеру на объект, можно получить кадр, привлекательный как содержательно, так и эстетически, но я предпочитаю не нарушать душевное спокойствие тех, кого снимаю.
И вот на днях прозвучало мнение, что фотографии, выполненные с места и на камеру мобильного телефона, не вполне соответствуют взыскательному вкусу зрителя. И что надо бы привлечь к изготовлению кадров специального человека с профессиональной камерой. Полностью принимая критику в адрес художественности кадров, я не могу допустить, чтобы процесс фотографирования мероприятия для сайта или блога стал помехой для того настроя, который складывается на самом мероприятии. Далеко не всегда (особенно, если речь идет о детях) можно вообще обнаруживать свое присутствие действиями, выбивающимися из контекста ситуации!
Когда я присутствую, допустим, на занятии «Школы родственников» и, аккуратно поймав момент, делаю пару снимков как бы для себя, это воспринимается остальными участниками спокойно (кстати, иногда я вовсе не фотографирую, если чувствую, что сегодня это не стоит делать). Однако если я разверну фотосъемку со всеми сопровождающими ее нюансами, присутствующие вряд ли смогут сохранять прежнее спокойствие…
Но мнение, что кадры должны быть красивыми, прозвучало, и я хочу понять, стоит ли эта внешняя привлекательность психологических рисков?
Стоит ли внешняя привлекательность психологических рисков?