Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Завтрак съешь сам

В будни я никогда не завтракаю. Дома пью кофе с молоком и еду на работу, где руками заботливых коллег для меня готовится еще одна – вторая с утра – чашечка моего любимого напитка. А вот завтракать в традиционном смысле, то есть совершать жевательные движения, я не завтракаю. И потому для меня завтрак – атрибут выходного дня. Желательно – солнечного.


29 сентября 1904 года С.И. Щукин приобрел для московского музея полотно, которое в начале нового столетия вызывало восторги знатоков живописи.

Пленэрные картины с портретными фигурами нравились русскому зрителю, хотя в этом случае над предметами и фигурами заметно преобладала воздушная среда. Яркий солнечный свет, настойчиво пробивающийся через плотные кроны деревьев – это было новаторством.

Клод Моне

zavtr1_1.jpg

Между тем, создавая свой «Завтрак на траве», Клод Моне открыто следовал за одноименной картиной - Эдуарда Мане, написанной в 1863 году. Не будем осуждать Мане за непропорциональную женщину, изображенную на втором плане, присутствие обнаженной модели среди стильно одетых джентльменов, недостаток глубины изображения. Сегодня нас интересует только завтрак. А что у них на завтрак? Фрукты и хлеб. То, что не требует предварительной готовки и не портится. Легкий и нетрудоемкий завтрак, целью которого не является утоление голода. Завтрак как ритуал общения и времяпрепровождения.

Эдуард Мане

zavtr2_1.jpg

Обратите внимание: у Клода Моне персонажи более естественны, они не принимают позы богов, что позволяет увидеть всю пейзажную декорацию как единое целое. И меню сложнее и разнообразнее: фрукты, пирог, мясо, вино. Белая скатерть и посуда, готовая к сервировке, придают этому завтраку еще больше основательности. Правда, и компания завтракающих в три раза больше.

zavtr1_2_1.jpg

Эти завтраки – не просто приемы пищи. Это непринужденное времяпрепровождение, насыщенное общением и впечатлениями.

Интересно, что картины не писалась на натуре, но Моне постоянно ходил в лес, чтобы уточнить детали. Для двух мужских фигур художнику позировал живописец Альбер Ламбрен, для остальных – 25-летний друг Фредерик Базиль, погибший через 4 года. Все женские фигуры – невеста художника. Изображать родственников тогда было модно. У Эдуарда Мане на полотне тоже родные и близкие: справа - брат, слева - брат жены. Тело женщины списано с жены, голова – с натурщицы.

В 1876 году Джеймс Тиссо создает картину на ту же тему. Свободная, игривая обстановка и изящная сервировка, переданная столь аккуратно, что мы впервые можем рассмотреть детали. На скатерти кекс, холодное мясо, виноград, кофе. Приятный отдых, еда для которого является лишь поводом.

Джеймс Тиссо

zavtr3_1.jpg

Проходит пять лет и миру является новый завтрак на природе – «Завтрак гребцов» Пьера-Огюста Ренуара.

Как и раньше, картина - групповой портрет близких художнику людей. Их позы, как и у персонажей Клода Моне, свободны и непринужденны, на столе, как обычно – вино и фрукты (никакой колбасы и яиц!), зато цветовая гамма заметно теплее и радостнее.

Пьер-Огюст Ренуар

zavtr4_1.jpg

Итак, четыре завтрака на природе - четыре фрагмента повседневности. На них есть все, что нужно для завтрака: компания, живописный пейзаж, теплая погода, готовая еда и напитки.

Какой завтрак вам нравится больше всех?



Какой завтрак вам нравится больше всех?

Моне
10(22.2%)
Мане
0(0.0%)
Тиссо
21(46.7%)
Ренуар
14(31.1%)


Tags: искусство, повседневность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →