Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Под стук колес

Когда в 1804 году английский инженер Ричард Тревтик сконструировал первый поезд с локомотивом, а лошади облегченно вздохнули, осознав, что больше им не придется тягать вагонетки, никто не мог предположить, какое блестящее будущее ожидает английское изобретение.

Первый пассажирский вагон ездил по кругу, поскольку воспринимался как развлечение, однако спустя всего семь лет линии железных дорог расчертили карту Европы.

Над Россией паровозный дым впервые пронесся в 1837 году (со скоростью менее сорока километров в час), и с тех пор поезд стал частью жизни, как по мне, так одной из самых прекрасных!

Откроем книжку Бориса Житкова «Что я видел», которую мы недавно отгадали! Глазами ребенка там описана железная дорога советского периода.


Еще интереснее читать про поезда столетней давности! Например, раньше (если точнее – давно!) все поезда в России окрашивались в разные цвета: первый класс - в синий, второй – в желтый или золотистый, третий – в зеленый, четвертый - в серый. Билет каждого класса стоил в полтора раза дороже билета предыдущего класса. В вагонах третьего и четвертого класса места за пассажирами не закреплялись. Получается, что нынешний фирменный цвет РЖД – серый – сделал нас всех пассажирами четвертого класса.

Интересно, что при наличии в вагоне мест разных классов (например, половина мест – первого класса, половина – второго), вагоны снаружи красили в два разных цвета.

Номера вагонов сбоку от входа стали указывать только в советское время, тогда же на поездах появились указатели маршрута. Дореволюционный пассажир находил свой вагон по цвету, зная, к какому классу относится его билет.

Конечно, поездка в третьем и четвертом классе оставляла не столько приятные, сколько яркие впечатления, поскольку в этих вагонах дозволялось курить (в третьем классе стояли фаянсовые пепельницы). В первом и втором классе имелись специальные купе для некурящих, но и в «курящих» купе дымить можно было только с согласия всех пассажиров.

Пассажиры первого и второго класса сдавали крупный багаж в особые багажные вагоны (как дама Маршака, которая сдала диван, чемодан, саквояж), поэтому в их купе отсутствовали багажные полки (были только сетки для мелких свертков).

train1_1.jpg

В начале ХХ века существовали купе, похожие на те, в которых мы путешествуем сегодня, но была и такая услуга, которой сейчас нет: превращение двух купе в одно. В перегородке, разделяющей соседние купе, имелась дверь, которую можно было раздвинуть, сделав помещения сообщающимися. Интерьер купе начала века сохранялся довольно продолжительное время, и в книжке Бориса Житкова можно видеть столик со скатертью, лампу и вмонтированную лесенку для залезания на верхнюю полку.

train2_1.jpg

Понятие «пригородный поезд» - советское, появившееся в 1935 году. До этого времени поезда, следующие из города в близлежащие окрестности, назывались дачными.

В 1896 году благодаря изобретательности Джорджа Пульмана появились вагоны-рестораны. Пожалуй, это единственное, что осталось в настоящее время от былого комфорта: библиотеки, ванны и гостиные с канделябрами теперь в вагонах не встретишь.

Чай и кофе пассажирам подавали практически с самого начала железнодорожного сообщения, а вот титаны с кипятком в поездах распространились только в середине 1940-х годов. Подстаканники, которые у нас устойчиво ассоциируются с путешествиями, использовались и ранее, но только – в вагонах-ресторанах. Чтобы попить чаю вне ресторана, пассажир бегал на станцию за кипятком (разумеется, на остановке)! Практически на всех станциях имелись специальные будки, в которых этот кипяток можно было налить в свой стакан или чайник.

До 1950-х проход на перрон был платным, поэтому папа главного героя книжки Житкова, провожая жену с сыном, покупает (!) в кассе «перронный» билет.

train3_1.jpg

Поедете поездом, вспомните эти факты – они создают живую историю, которая продолжается по сей день.


Tags: история, повседневность
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Ткани

    Ткани. Для меня это слово - не просто название куска материи, из которой можно сшить штаны и юбку. Для меня «ткани» – это возможности. Возможности…

  • Сад, где растут дети

    Фридрих Фрёбель – это имя знакомо только знатокам истории педагогики. Сын пастора, рано лишившийся матери и проведший все детство на чужих руках, он…

  • Только не торт!

    - Ой, только не торт! - воскликнула дама, сопроводив свое требование гримасой соответствующего содержания. Он и она, по-видимому, давно состоящие в…

  • Тяжелая участь школьника

    Накануне нового учебного года родители и ученики кинулись в канцелярские лавки за очередной партией школьных принадлежностей. Самые…

  • Время для бунта

    Мировой экономический кризис, отсутствие позитивных перемен в социальной сфере, снижение доверия к верховной власти – вот три основных причины, по…

  • Публике не угодишь?

    Однажды (или дважды и даже трижды) я уже писала о том, что в нашем городе проводится огромное количество всевозможных выставок, перфомансов и…

  • Наш тихий буйный городок

    Несколько дней кропотливых поисков и несколько недель надежды, казавшейся призрачной, наконец увенчались успехом! Я была уверена (ну, почти уверена),…

  • Германцы - молодцы

    Когда мы с мужем были в Берлине, я не обратила внимания на городскую железную дорогу, о чем теперь очень сожалею. А ведь мы ей пользовались, но…

  • Путешествие в ветхую «Женскую жизнь»

    Из библиотеки я всегда прихожу не только обогащенная знаниями, большая часть из которых выветривается из моей головы в течение недели (правда,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments