Первый пассажирский вагон ездил по кругу, поскольку воспринимался как развлечение, однако спустя всего семь лет линии железных дорог расчертили карту Европы.
Над Россией паровозный дым впервые пронесся в 1837 году (со скоростью менее сорока километров в час), и с тех пор поезд стал частью жизни, как по мне, так одной из самых прекрасных!
Откроем книжку Бориса Житкова «Что я видел», которую мы недавно отгадали! Глазами ребенка там описана железная дорога советского периода.
Еще интереснее читать про поезда столетней давности! Например, раньше (если точнее – давно!) все поезда в России окрашивались в разные цвета: первый класс - в синий, второй – в желтый или золотистый, третий – в зеленый, четвертый - в серый. Билет каждого класса стоил в полтора раза дороже билета предыдущего класса. В вагонах третьего и четвертого класса места за пассажирами не закреплялись. Получается, что нынешний фирменный цвет РЖД – серый – сделал нас всех пассажирами четвертого класса.
Интересно, что при наличии в вагоне мест разных классов (например, половина мест – первого класса, половина – второго), вагоны снаружи красили в два разных цвета.
Номера вагонов сбоку от входа стали указывать только в советское время, тогда же на поездах появились указатели маршрута. Дореволюционный пассажир находил свой вагон по цвету, зная, к какому классу относится его билет.
Конечно, поездка в третьем и четвертом классе оставляла не столько приятные, сколько яркие впечатления, поскольку в этих вагонах дозволялось курить (в третьем классе стояли фаянсовые пепельницы). В первом и втором классе имелись специальные купе для некурящих, но и в «курящих» купе дымить можно было только с согласия всех пассажиров.
Пассажиры первого и второго класса сдавали крупный багаж в особые багажные вагоны (как дама Маршака, которая сдала диван, чемодан, саквояж), поэтому в их купе отсутствовали багажные полки (были только сетки для мелких свертков).

В начале ХХ века существовали купе, похожие на те, в которых мы путешествуем сегодня, но была и такая услуга, которой сейчас нет: превращение двух купе в одно. В перегородке, разделяющей соседние купе, имелась дверь, которую можно было раздвинуть, сделав помещения сообщающимися. Интерьер купе начала века сохранялся довольно продолжительное время, и в книжке Бориса Житкова можно видеть столик со скатертью, лампу и вмонтированную лесенку для залезания на верхнюю полку.

Понятие «пригородный поезд» - советское, появившееся в 1935 году. До этого времени поезда, следующие из города в близлежащие окрестности, назывались дачными.
В 1896 году благодаря изобретательности Джорджа Пульмана появились вагоны-рестораны. Пожалуй, это единственное, что осталось в настоящее время от былого комфорта: библиотеки, ванны и гостиные с канделябрами теперь в вагонах не встретишь.
Чай и кофе пассажирам подавали практически с самого начала железнодорожного сообщения, а вот титаны с кипятком в поездах распространились только в середине 1940-х годов. Подстаканники, которые у нас устойчиво ассоциируются с путешествиями, использовались и ранее, но только – в вагонах-ресторанах. Чтобы попить чаю вне ресторана, пассажир бегал на станцию за кипятком (разумеется, на остановке)! Практически на всех станциях имелись специальные будки, в которых этот кипяток можно было налить в свой стакан или чайник.
До 1950-х проход на перрон был платным, поэтому папа главного героя книжки Житкова, провожая жену с сыном, покупает (!) в кассе «перронный» билет.

Поедете поездом, вспомните эти факты – они создают живую историю, которая продолжается по сей день.