По сути, музей – это всегда обращение к прошлому, но к прошлому, подвергшемуся исторической идеализации и стилистической чистке. Пыль, паутина и ценники должны быть удалены во избежание неуместной ассоциации «ой, у нас такое есть в чулане». Музейное прошлое, как правило, являет собой образец того, какой должна быть жизнь, и достоверность экспонатов не имеет права вступать в противоречие с их образцовостью.
Взгляните на инкрустированные столики восемнадцатого столетия – совершенно невозможно представить поцарапанные столешницы и побитые углы! Реставраторы не могут допустить, чтобы классический экспонат выглядел не-новым и не-идеальным, ведь это же музей!
С этой точки зрения, многие современные музеи становятся не музеями, а машинами времени, перемещающими посетителей по заранее оговоренному маршруту – в детство, в юность, в предыдущее десятилетие, в «лихие девяностые».
Как образуется современный музей? Очень просто: то, чем большинство посетителей владели в собственных квартирах, то, что они нещадно вывозили на городские свалки и их личные аналоги - свои дачи, внезапно становится главным сокровищем, которое помещается под музейное стекло и формирует коллекцию.


Думаю, что это волшебное превращение из повседневного предмета в музейный экспонат тоже являет собой чудо, завораживающее новизной взгляда на вещь.

Большинство современных выставок – попытка воссоздать настроение эпохи, собрав в одном месте символы и знаки ее повседневности. Если классический музей выставляет напоказ уникальные объекты, которые по определению наделены музейностью за счет своей исключительности, то «гвоздь» современного музея – заурядные вещи массового производства.
Не шедевры, не уникальные образцы человеческой деятельности вызывают интерес у зрителя. Чайники, скороварки, бабушкины люстры, стеклянная тара, фотографии, на которых запечатлены не подвиги народа, а всякая «фигня» - вот что вызывает трепетный восторг и душевный отклик. Радость узнавания создает эффект эмоциональной близости, ради которого люди и отправляются на выставки. Им не нужны идеализированные образцы чьих-то эпох – им хочется прикоснуться к своему прошлому.
На днях я посетила выставку в любимом музее - Музее Москвы, которая сделала попытку продемонстрировать московский быт разных десятилетий. Интересно, что наибольшее число посетителей рассматривает не интерьеры начала прошлого столетия, в которые, казалось бы, так любопытно заглянуть, а гостиную 1980-х годов, в которой они не только не раз бывали, но и много лет жили.


Неужели это ностальгия? Если по личному прошлому, то это хорошо, а вот если по общественному устройству – это опасно.
Охваченная музейными мыслями, я незаметно дошла до дома…
Сняв пальто и сапоги, я бросила перчатки с сумочкой на шкафчик в прихожей и тут же осознала свою ошибку: нельзя так небрежно обращаться с экспонатами!

Кто знает, может через три десятилетия эти перчатки и эта сумочка будут лежать в музейной витрине и олицетворять собой прошлое, которое только на значительном расстоянии выглядит исключительно очаровательным…

Какие выставки привлекают вас?
Какие выставки привлекают вас?