Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Чайник как объект искусства

Я люблю все музеи, но те, в которых показана недавно завершившаяся или еще продолжающаяся жизнь, вызывают во мне особый интерес - иной, чем вызывают галереи с бесконечной вереницей древностей. Если в последних можно получить преимущественно эстетическое удовольствие, сравнимое с филармоническим концертом, то первые становятся источником философических наблюдений.


По сути, музей – это всегда обращение к прошлому, но к прошлому, подвергшемуся исторической идеализации и стилистической чистке. Пыль, паутина и ценники должны быть удалены во избежание неуместной ассоциации «ой, у нас такое есть в чулане». Музейное прошлое, как правило, являет собой образец того, какой должна быть жизнь, и достоверность экспонатов не имеет права вступать в противоречие с их образцовостью.

Взгляните на инкрустированные столики восемнадцатого столетия – совершенно невозможно представить поцарапанные столешницы и побитые углы! Реставраторы не могут допустить, чтобы классический экспонат выглядел не-новым и не-идеальным, ведь это же музей!

С этой точки зрения, многие современные музеи становятся не музеями, а машинами времени, перемещающими посетителей по заранее оговоренному маршруту – в детство, в юность, в предыдущее десятилетие, в «лихие девяностые».

Как образуется современный музей? Очень просто: то, чем большинство посетителей владели в собственных квартирах, то, что они нещадно вывозили на городские свалки и их личные аналоги - свои дачи, внезапно становится главным сокровищем, которое помещается под музейное стекло и формирует коллекцию.

kettleart1_1.JPG

kettleart2_1.JPG

Думаю, что это волшебное превращение из повседневного предмета в музейный экспонат тоже являет собой чудо, завораживающее новизной взгляда на вещь.

kettleart3_1.JPG

Большинство современных выставок – попытка воссоздать настроение эпохи, собрав в одном месте символы и знаки ее повседневности. Если классический музей выставляет напоказ уникальные объекты, которые по определению наделены музейностью за счет своей исключительности, то «гвоздь» современного музея – заурядные вещи массового производства.

Не шедевры, не уникальные образцы человеческой деятельности вызывают интерес у зрителя. Чайники, скороварки, бабушкины люстры, стеклянная тара, фотографии, на которых запечатлены не подвиги народа, а всякая «фигня» - вот что вызывает трепетный восторг и душевный отклик. Радость узнавания создает эффект эмоциональной близости, ради которого люди и отправляются на выставки. Им не нужны идеализированные образцы чьих-то эпох – им хочется прикоснуться к своему прошлому.

На днях я посетила выставку в любимом музее - Музее Москвы, которая сделала попытку продемонстрировать московский быт разных десятилетий. Интересно, что наибольшее число посетителей рассматривает не интерьеры начала прошлого столетия, в которые, казалось бы, так любопытно заглянуть, а гостиную 1980-х годов, в которой они не только не раз бывали, но и много лет жили.

kettleart4_1.JPG

kettleart5_1.JPG

Неужели это ностальгия? Если по личному прошлому, то это хорошо, а вот если по общественному устройству – это опасно.

Охваченная музейными мыслями, я незаметно дошла до дома…

Сняв пальто и сапоги, я бросила перчатки с сумочкой на шкафчик в прихожей и тут же осознала свою ошибку: нельзя так небрежно обращаться с экспонатами!

kettleart7_1.JPG

Кто знает, может через три десятилетия эти перчатки и эта сумочка будут лежать в музейной витрине и олицетворять собой прошлое, которое только на значительном расстоянии выглядит исключительно очаровательным…

kettleart6_1.jpg

Какие выставки привлекают вас?


Какие выставки привлекают вас?

Те, на которых демонстрируется совершенно иная жизнь
12(80.0%)
Те, на которых представлена хорошо знакомая жизнь
3(20.0%)



Tags: город, искусство, повседневность
Subscribe

Posts from This Journal “повседневность” Tag

  • Все относительно

    Как часто вы сдаете анализ крови? А из вены? Я тоже раньше сдавала кровь из вены редко – два раза в год в рамках периодического медицинского осмотра…

  • Лукавство губит бизнес

    О том, с каким трудом мы нашли в огромном городе заурядную керамогранитную плитку (глянцевую, белую, размером шестьдесят на метр двадцать), я уже…

  • Суббота с забытыми флешками

    Прошедшая неделя была у меня столь хлопотной и напряженной, что в пятницу вечером, уходя с работы, я забыла там все свои флешки. Впервые в жизни.…

  • Минус одна сосиска

    Я понимаю, что не стоит этого делать, но иногда покупаю сосиски. Сами по себе сосиски не представляют угрозы ни человечеству, ни отдельно взятому…

  • Что делать?

    Давно минули те времена, когда мы с коллегами недоумевали: ну как же так, говорят, что эпидемия, но никто из нас не знает ни одного заболевшего.…

  • Отделка

    Когда я смотрю телепередачи, посвященные ремонтно-строительным проектам, я испытываю два ярких чувства: шок на этапе демонтажа старых стен и восторг…

  • Все по-другому

    Наверняка, вам встречались такие вопросы, которые не столько предполагают ответ по существу, сколько возбуждают целый поток мыслей и переживаний.…

  • Ничего подобного!

    Если бы я хотела купить керамогранит цвета базарного огня с пунктирной брэнсолитеровой полосой шириной 2 миллиметра, перламутровой россыпью и мелкими…

  • Не хочу всё знать

    Вчера пришла домой, включила телевизор и искренне порадовалась тому, что из него на меня не вылился поток негативных известий, а посыпались очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments