Между людьми вообще часто возникают споры относительно того, что считать нормальным. Каждый выдвигает свои аргументы и нередко оба оказываются правы.
Почему так происходит?
Норма - понятие, в которое вкладывается два содержания.
Первое - статистическое содержание нормы: диапазон значений какого-либо свойства, который свойственен большинству людей и является типичным, наиболее часто встречающимся. Рассуждения типа «все дети…» или «все люди старше 35-ти…», основанные на эмпирическом опыте, приводят к тому, что статистически распространенное явление представляется не просто объективно существующим явлением, а нормой. Логично, что чем чаще встречается то или иное явление, тем выше вероятность того, что оно – нормально.
У такого подхода есть одно слабое место: мы начинаем воспринимать как ненормальное то, что встречается редко.
Второе - оценочное содержание нормы: нормой считается некоторый идеальный образец состояния. В этом аспекте норма становится совершенным образцом (нормативом) и все, что не соответствует идеалу, объявляется ненормальным.
В подавляющем большинстве случаев человек определяет «нормальность» чисто интуитивно, не осознавая тех оценочных критериев, которыми руководствуется.
Что считать нормальным было непонятно всегда, ведь даже латинское слово norma соответствовало ряду понятий: правило, образец, мера, средняя величина. Многоаспектность была заложена с самого начала!
И тут начинаются проблемы…
1. Проблема выбора нормативной группы - людей, чья жизнедеятельность может выступать в качестве стандарта эффективного уровня функционирования организма и личности. Это очень важный момент – найти объективные критерии нормальности, ведь в зависимости от этого будут устанавливаться границы нормы (допустимое).
2. Проблема зависимости/независимости норматива от исторического и культурального контекстов. Одно и то же явление в разных культурах (или в одной, но в разное историческое время) может расценивать и как нормальное, и как ненормальное.
3. Проблема пограничных состояний и всего того, что находится между двумя крайними точками («нормально» и «ненормально»).
Поэтому, кроме трудно определимой идеальной и чрезвычайно подвижной статистической норм, существуют:
• функциональная норма - оценивает состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач)
• социальная норма - контролирует поведение человека, заставляя его соответствовать предписываемому окружением или установленному властью образцу
• индивидуальная норма - сравнивает состояние человека не с другими людьми, а с состоянием, в котором он пребывает обычно и которое соответствует его личным (а не предписываемым обществом) жизненным ценностям, возможностям и обстоятельствам жизни.
Теперь вернемся к задаче из моего поста:
считать ли нормальным вступление в ненасильственные («по обоюдному согласию») сексуальные отношения совершеннолетнего с 13-летней?
Рассмотрим эту задачу с точки зрения разных норм:
1. статистическая норма
Средний возраст начала половой жизни на планете – 18 лет 4 месяца, следовательно, сексуальная жизнь несовершеннолетних – явление НЕнормальное.
2. функциональная норма
Наносят ли вред эти отношения физическому здоровью девочки? Вероятно, если и наносят, то незначительный. А психическому? Тут вероятность вреда выше (но, возможно, некритична, так как никакого насилия нет).
3.социальная норма
Безусловно, с точки зрения уголовного кодекса, олицетворяющего образец, установленный обществом и властью, сексуальная жизнь несовершеннолетних – явление НЕнормальное.
4. индивидуальная норма
Обычно (ежедневно, регулярно) 13-летняя девочка сексом не занимается, поэтому каждый такой эпизод является нехарактерным для обстоятельств ее жизни и, соответственно, НЕнормальным.
А с точки зрения ИДЕАЛЬНОЙ нормы?