У так называемых сентиментальных людей изредка (а если честно, то почти всегда) имеется склонность к манипулятивному поведению. Они как бы и неумышленно втягивают другого человека в свои страдания, но по факту происходит именно это.
Так вот, я не склонна к внешним проявлениям сентиментальности, не люблю рыдать от обиды и гоготать от счастья, хотя и ощущаю довольно разнообразные чувства. Однако некоторое время назад произошло событие, с виду – совершенно незначительное, которое вызвало во мне желание уронить слезу (желание было реализовано немедленно, так как на момент его возникновения имелись все условия – уединенный отдых и осенний вечер).
И связан этот эпизод, как ни странно, с работой! Никогда бы не подумала, что именно производственные отношения смогут так меня расчувствовать.
У нас на работе, как и на любой другой работе, происходят разные события, и часть из них сопровождается весьма эмоциональными разговорами, поступками и последствиями. Надо заметить, что я никогда не участвую ни в чем подобном, поскольку на работу хожу работать, то есть делать то, что предполагает моя должность и моя профессиональная позиция. Кому-то может это не нравиться, но я свободна от субъективизма, но несвободна от принципиальности. Не люблю двойные стандарты, мздоимство во всех его проявлениях, трусость и безответственность, но с пониманием, и отчасти – с сочувствием, отношусь к тем, кто не умеет жить по-другому. Я отнюдь не обличитель человеческих пороков, несмотря на то, что замечаю их, и не тот человек, который будет доказывать свою непричастность к тому, что ему приписывают. Не знаю откуда, но во мне живет абсолютная уверенность в том, что переубедить того, кто видит только то, что хочет видеть, невозможно, и тратить на такие переубеждения свою жизнь – бессмысленное занятие. Я знаю, что ничего невозможно скрыть только от Бога и собственной совести, и только перед ними я готова держать ответ как перед главными авторитетами. Все остальные либо видят реальность, либо не хотят ее видеть.
Так вот несколько недель назад на моей странице в ФБ в открытом доступе появился комментарий уважаемой мной женщины, которая уволилась несколько месяцев назад. Поскольку комментарий написан открыто, не в личные сообщения, я сочла возможным сейчас о нем заговорить. Факт ее увольнения по собственному желанию впоследствии был извращен теми, кому по какой-то причине было выгодно и важно это сделать. Ее имя и ее историю заинтересованные граждане использовали в клеветническом процессе, что вызывало у меня чувство досады не столько за сложившуюся ситуацию, сколько за саму сотрудницу, ведь она – хороший человек (хотя внешне я своих переживаний, разумеется, не проявляла в силу не-сентиментальности).
Я прекрасно помню, как развивались события, и могу честно сказать, что сделала все, чтобы человек изменил свое решение. Поняв, что решение обдумано, я с искренним сожалением отступила, но почему-то потом совершенно посторонние люди, которые знать не знают о том, что у нас происходит, и питаются слухами, начали распространять о нашей работе разнообразную ложь, вовлекая в свои домыслы и историю этой женщины.
И вот я получаю сообщение, которое не только доказывает, что человек ничуть на меня не обижен, но и очень тепло и искренне благодарит меня за мою поддержку, которая оказалась для нее едва ли не единственной в тот период.
Не знаю, почему, но, прочитав строки, написанные человеком, который был представлен мне как полный претензий, в том числе ко мне (хотя прямо об этом никто не говорил), я заплакала. Это были следы восстановленной справедливости, восстановленной гармонии и, наверно, счастья, когда ты понимаешь, что поступил хорошо и что человек все-таки получил поддержку. Однажды нечто подобное со мной было после работы на ликвидации последствий ЧС, когда сын погибшего высказал признательность за поддержку: его слова прозвучали очень неожиданно и оказали просто невероятное по силе поддерживающее действие.
И вот теперь я думаю: что такое сентиментальность? Подчеркнуто демонстративное выражение своих обычных эмоций, отражающих нормальную реакцию на событие, или все-таки следствие экстраординарных воздействий, которые внезапно ломают все интеллектуальные барьеры? Я очень благодарна моей коллеге (к сожалению, бывшей), которая решилась открыто написать такие слова на моей странице, ведь обычно хорошее мне щедро пишут только в скрытых, личных, сообщениях. Это – мужество, которое тронуло меня до слез.