По этим лестницам и коридорам пройдены тысячи шагов вдохновения и усталости.
Мне везло со студентами: всегда попадались приветливые и сообразительные. Я не понимаю, что такое сложности в привлечении внимания аудитории, хотя никогда не делала ничего особенного, чтобы заинтересовать своих слушателей. Мне кажется, что секрет успеха прост: надо свободно владеть материалом и любить преподавание; остальное – появится само собой.
Так вот в этом же здании на днях состоялся семинар по аутизму. Отрадно, что с каждым разом обсуждение проблем становится все более и более научным, а не эмоциональным. Поначалу от аутистов отмахивались все ведомства, и основными драйверами процесса были родители. Вскоре к ним присоединились общественные объединения (по сути, тоже родительские), которые сумели привлечь грамотных специалистов. Несмотря на огромную положительную динамику, до сих пор сохраняется дистанция между «старой» психиатрической школой и «новыми» профессиональными школами, но сокращение этой дистанции неизбежно.
На самом деле, статистика убедительно свидетельствует: аутизм – не экзотика, которая случается редко и исключительно у посторонних людей, а реальность, которая может коснуться всех. Вы только задумайтесь: на сегодняшний день расстройствами аутистического спектра страдает каждый 38-ой мальчик и каждая 152-я девочка! Это очень много, конечно.
Вокруг причин аутизма всегда разгораются споры, но самые актуальные проблемы – диагностика и система помощи. Диагностика у нас стала более-менее обоснованной и своевременной, поскольку отечественные специалисты наконец-то перестали раздувать щеки и принялись осваивать методики, по праву считающиеся «золотым стандартом» в диагностике аутизма. Сейчас уже практически не осталось психиатров, которые придерживаются устаревших представлений и по достижении пациентами совершеннолетия переплавляют диагноз РАС в шизофрению или умственную отсталость (по крайней мере, в крупных городах таких осталось совсем мало).
С системой помощи пока есть масса проблем, особенно, когда речь идет о подростках и взрослых. Если на уровне образовательных учреждений отмечаются значительные подвижки, то с трудоустройством и социальной поддержкой все куда сложнее… К сожалению, только 20% аутистов способны к полностью автономной взрослой жизни (и то – при условии, что их интеллект не снижен), поэтому социальная поддержка таким пациентам жизненно необходима.
Хорошо, что все эти вопросы обсуждаются и решаются. Мероприятие вызвало огромный интерес специалистов и аудитория не сумела вместить всех желающих принять участие в работе семинара.