Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Быть довольным полезно для здоровья

Когда кто-то ворчит по поводу медицинского обслуживания в Москве, мне всегда хочется поинтересоваться, с каким идеалом они сравнивают то, чем пользуются? С несуществующим в природе образцовым здравоохранением или реальным опытом работы аналогичной системы в других странах?

Если с первым, то, безусловно, реальность всегда будет отставать от мечты, которая на то и мечта, чтобы опережать реальность.

Если со вторым, то ворчунам будет полезно узнать, как обслуживают пациентов наши зарубежные коллеги, но узнать не фрагментарно, по принципу «тут - вижу, тут - не вижу», а во всех подробностях, которые создают объемную картину чужого «благополучия».

Давайте вспомним, чем наш пациент недоволен в первую очередь.


Первое, что его не устраивает – время, которое ему уделяет врач. Привычка прийти на прием не только с жалобами, но и с желанием поговорить, будет сказываться еще некоторое время, хотя многие уже поняли, что врач занимается лечением, а не развлечением больного. Очевидно, что многие пациенты нуждаются в подробных разъяснениях, а также в психологической поддержке, однако оказывать информированное и эмоциональное сопровождение должны не врачи, а медицинские сестры.

А теперь – факты, которые свидетельствуют, что отечественный врачебный прием длится дольше, чем прием пациента у врача в большинстве экономически развитых стран (развивающиеся и слаборазвитые мы в расчет брать не будем).  Швейцария, Франция, Канада, Исландия, Бельгия, Испания, Нидерланды, Великобритания, Германия, Израиль – во всех этих странах на прием пациента врач тратит меньше времени, чем в России, и период ожидания на бесплатный (оплачиваемый по страховке) прием в этих странах либо равен, либо превышает аналогичные отечественные показатели. Известно, что время ожидания консультативного приема невролога, психиатра, аллерголога часто составляет несколько месяцев.

Второй источник жалоб – обслуживание на дому. Для сведения всех недовольных: во многих странах врачи никогда не ходят на дом. Они ведут прием по предварительной записи или в порядке общей очереди, но не пойдут домой к пациенту. Если человеку плохо, вызывается «Скорая», но просто «на температуру» она, как правило, не ездит, и работают на «Скорой» обычно не врачи.

Третья точка недовольства – «узкие специалисты». После введения правила, что запись к ним осуществляется терапевтом или врачом общей практики, число ворчунов возросло в разы. Между тем во всем мире попасть к «узкому» врачу можно только по направлению «широкого», причем в ряде случаев такое направление требует согласования со страховыми компаниями.

Разумеется, возможность обратиться к «узкому» специалисту напрямую существует, но она оплачивается самим пациентом (так же напрямую) или входит в более дорогостоящий страховой тариф.

Четвертая позиция, по которой периодически раздается шум и гам – стационарная помощь. Большинство пациентов хирургического профиля считают выписку на третьи, четвертые, пятые сутки благом, потому что по истечении острого периода заживление раны дома происходит веселее. Нехирургические заболевания также можно лечить внестационарно – в дневных стационарах (если требуется длительная реабилитация) или в амбулаторных условиях. Большинство пациентов стремятся скорее вернуться в обычную жизнь; валяться на койке – то, чего им хочется меньше всего (если, конечно, они не стремятся на койку по социальным мотивам – из желания сэкономить на еде и постели или отдохнуть от своих родственников). Другое дело, что внестационарная помощь предполагает осознанное отношение пациента к лечению и передает ему часть ответственности за собственное здоровье.

Итак, мои предложения: не идеализировать ни заокеанских врачей, ни европейских пациентов, которые (по слухам) относятся к своему здоровью более ответственно, чем наши больные (1), и уважать друг друга (2). Думаю, что и тут, и там хватает беспечных лентяев, пренебрегающих рекомендациями и назначениями, а уважение имеет смысл только тогда, когда носит взаимный характер. В противном случае оно превращается в свою полную противоположность – раболепие и затаенную ненависть.

Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Крестик в Галактике

    Как же мне нравятся онлайн конгрессы! Не перестаю ими восхищаться, еще и еще раз убеждаясь в том, что у всего есть две стороны - либо сочетание…

  • Доверять, не проверяя?

    На текущей неделе у нас одно за другим проходит сразу четыре важных мероприятия – научные конференции, перенесенные с весенних месяцев на осенние в…

  • Крупное и мелкое

    Большинству граждан легко представить себя главой государства, в чью компетенцию входит принятие глобальных исторических решений. Представить,…

  • Не удовлетворен и не буду

    Совсем недавно (но еще до пандемии) было проведено исследование удовлетворенности людей бесплатной медицинской помощью – той, которая предоставляется…

  • Под впечатлением

    С последней бизнес-конференции – первой за последние полгода, что я посетила очно, а не онлайн – прошло уже несколько дней. Я не только отдалилась от…

  • Одно короткое удивление

    Поскольку моя профессиональная деятельность в значительной степени связана с приемом посетителей, у меня невольно обобщаются наблюдения относительно…

  • Неужели только штрафы?

    Несмотря на то, что сейчас не принято бояться вирусов (во всяком случае, такой страх не приветствуется), и следует транслировать безграничное…

  • День и год медицинского работника

    У нас принято посвящать год какой-либо области культуры или науки, и эта традиция мне очень нравится, так как она позволяет расширить кругозор и…

  • Этикет: новый или старый?

    Новые формы общения, связанные с использованием цифровых технологий, естественным образом влекут за собой и появление новых правил этикета. Так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments