Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Если бы у Толстого не было денег…

С Чеховым всё ясно: в рабочее время он работал врачом, а в свободное - писал. Писал, потому что не мог не писать. Начиная какую-нибудь «Лошадиную фамилию», Антон Павлович и думать не думал о ее дальнейшей судьбе, потому что писательская деятельность была для него только хобби (во всяком случае, на первых порах). Вероятно, его интересовал выбор наиболее удачных слов, развитие сюжета и прочие творческие задачи, а о публикации рассказа и последующей розничной реализации собрания своих сочинений он не заботился.

А Гоголь? Получив «базовое» образование и прибыв с ним в Петербург, он получил массу разочарований. И дело не только в том, что в начале позапрошлого века в России была слабо развита профориентация… Поскольку в актеры Николая Василевича не взяли, полтора года он проработал писарем, на чем его профессиональная деятельность, как я понимаю, завершилась. Далее Гоголь стал писателем. Но что такое «стать писателем» с точки зрения личного бюджета?


В любом литературоведческом источнике можно прочитать о том, когда Гоголь «публикует свое первое произведение». Публикует за свой счет? Или как? Вот он издает своего «Ганса Кюхельгартена», сталкивается с критическими отзывами и сжигает весь тираж! А жить на что? Вероятно, Гоголь тоже не думал об этом и мог позволить себе такие необдуманные жесты? А позднее он думал о том, как будет продаваться его очередная малороссийская повесть?

Дело жизни, которое бы его увлекло и удовлетворило, Гоголь нашел относительно быстро, и уже через три года после провала его произведения стали печататься в популярных литературных журналах. Закономерно возникает вопрос: как ему это удалось и была ли конкуренция? За чей счет публиковались «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь»? Писал ли их Гоголь, зная, что тексты будут приняты редактором, или все события развивались спонтанно?

А глава русской литературы Лев Толстой? Бросив учебу в университете, он возвращается в поместье, где начинает заниматься всем понемногу, но в основном - учить крестьян тому, как надо жить. Вскоре он бросает и это дело и отправляется в крупные города: кутить, играть в карты и всячески развлекаться. Наверно, сегодня Лёву Толстого назвали бы представителем «золотой молодежи», и он бы разъезжал по столичным тротуарам на каком-нибудь модном автомобиле.

Игра, охота, кутежи, неизбежно сказавшиеся на финансовом положении – все это никак не сочеталось с литературной деятельностью. Отчего бы не поехать на Кавказ? Примерно с этого времени Толстой становится писателем – отправляет рукопись редактору с надеждой, что тот ее опубликует. Редактору (им был Некрасов, который, к слову, недолго жил за папенькин счет) текст понравился.

Считается, что сам Толстой расценивал свое писательство как интересный досуг, а не профессиональное поприще, однако его произведения исправно печатались еще при жизни классика.

А какой стала бы русская литература, если бы у Толстого не было надежных финансовых тылов?

Вот, допустим, не было бы у него средств для длительных поездок по Европе, в ходе которых он вошел в тусовку, которую у нас принято называть «классиками русской литературы»? Предположим, что ни у него бы денег не было, ни у Тургенева – кто бы занял их места в списке самых-самых? Столь же талантливые люди с другими фамилиями или еще более талантливые писатели?

Конечно, один из самых интересных вопросов – вопрос о дальнейшей судьбе произведения. Есть писатели, для которых литературное творчество – форма самовыражения (и тогда им, по сути, все равно, что будет с произведением дальше), но есть и те, кому жизненно важно быть опубликованным. Гоголь из числа первых или вторых? Одно время он преподавал (стать учителем в те времена можно было по протекции и со скудным запасом знаний), но работа на кафедре в университете оказалась ему не по силам. Делает ли этот факт его похожим на Чехова? Или Гоголь в этом смысле скорее похож на Толстого?

Вообще это очень забавно: взглянуть на давнишние события, имеющие значение до настоящего времени, современным взглядом.

Tags: жизнь замечательных людей
Subscribe

Posts from This Journal “жизнь замечательных людей” Tag

  • Откуда берется всё хорошее

    Вчера я вернулась с работы не одна, а с большим и теплым вдохновением. Его источником стали короткие и не-короткие встречи с людьми, от которых веет…

  • Светило

    К концу моего отпуска ярко-желтый клен раскидал вокруг себя добрую половину своего великолепия. Когда я приехала, он стоял веселым и нарядным,…

  • Как жили медиамагнаты

    Я люблю ходить в гости. Особенно к выдающимся людям в их отсутствии. Как я это делаю? Очень просто: посещая музейные квартиры по утрам. Даже в…

  • Всё готово

    Друзья, пишу этот пост поздним вечером, в конце длинного и исключительно насыщенного рабочего дня. Не удивляйтесь, что мой язык заплетается от…

  • Ребенок внутри

    Бывает и так: не ждешь от события ничего особенного, заранее относишься к нему как к незначительному, мимолетному факту, а потом оно внезапно…

  • На долгую память

    Сколько лет каждый будний день хожу мимо этого дома, но не знала, что в нем жил Виктор Берковский, известный бард и соавтор «Песен нашего века». А…

  • Нужны ли людям награды

    Сегодня я хочу продолжить разговор, начатый в посте про шестидесятников, и попытаться найти ответ на вопрос: нужны ли людям награды? Всевозможные…

  • Фельетоны: литература или заработок?

    Кроме рассказов, в «Осколках» Чехов печатался как фельетонист, и именно фельетоны, выходившие в рубрике «Осколки московской жизни», были основным…

  • Собирая Чехова из осколков

    Что такое рассказы Чехова? Это классика, которая переиздается в красивых переплетах, не подлежит критике и воспринимается как данность. Чехов – это…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments