А Гоголь? Получив «базовое» образование и прибыв с ним в Петербург, он получил массу разочарований. И дело не только в том, что в начале позапрошлого века в России была слабо развита профориентация… Поскольку в актеры Николая Василевича не взяли, полтора года он проработал писарем, на чем его профессиональная деятельность, как я понимаю, завершилась. Далее Гоголь стал писателем. Но что такое «стать писателем» с точки зрения личного бюджета?
В любом литературоведческом источнике можно прочитать о том, когда Гоголь «публикует свое первое произведение». Публикует за свой счет? Или как? Вот он издает своего «Ганса Кюхельгартена», сталкивается с критическими отзывами и сжигает весь тираж! А жить на что? Вероятно, Гоголь тоже не думал об этом и мог позволить себе такие необдуманные жесты? А позднее он думал о том, как будет продаваться его очередная малороссийская повесть?
Дело жизни, которое бы его увлекло и удовлетворило, Гоголь нашел относительно быстро, и уже через три года после провала его произведения стали печататься в популярных литературных журналах. Закономерно возникает вопрос: как ему это удалось и была ли конкуренция? За чей счет публиковались «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь»? Писал ли их Гоголь, зная, что тексты будут приняты редактором, или все события развивались спонтанно?
А глава русской литературы Лев Толстой? Бросив учебу в университете, он возвращается в поместье, где начинает заниматься всем понемногу, но в основном - учить крестьян тому, как надо жить. Вскоре он бросает и это дело и отправляется в крупные города: кутить, играть в карты и всячески развлекаться. Наверно, сегодня Лёву Толстого назвали бы представителем «золотой молодежи», и он бы разъезжал по столичным тротуарам на каком-нибудь модном автомобиле.
Игра, охота, кутежи, неизбежно сказавшиеся на финансовом положении – все это никак не сочеталось с литературной деятельностью. Отчего бы не поехать на Кавказ? Примерно с этого времени Толстой становится писателем – отправляет рукопись редактору с надеждой, что тот ее опубликует. Редактору (им был Некрасов, который, к слову, недолго жил за папенькин счет) текст понравился.
Считается, что сам Толстой расценивал свое писательство как интересный досуг, а не профессиональное поприще, однако его произведения исправно печатались еще при жизни классика.
А какой стала бы русская литература, если бы у Толстого не было надежных финансовых тылов?
Вот, допустим, не было бы у него средств для длительных поездок по Европе, в ходе которых он вошел в тусовку, которую у нас принято называть «классиками русской литературы»? Предположим, что ни у него бы денег не было, ни у Тургенева – кто бы занял их места в списке самых-самых? Столь же талантливые люди с другими фамилиями или еще более талантливые писатели?
Конечно, один из самых интересных вопросов – вопрос о дальнейшей судьбе произведения. Есть писатели, для которых литературное творчество – форма самовыражения (и тогда им, по сути, все равно, что будет с произведением дальше), но есть и те, кому жизненно важно быть опубликованным. Гоголь из числа первых или вторых? Одно время он преподавал (стать учителем в те времена можно было по протекции и со скудным запасом знаний), но работа на кафедре в университете оказалась ему не по силам. Делает ли этот факт его похожим на Чехова? Или Гоголь в этом смысле скорее похож на Толстого?
Вообще это очень забавно: взглянуть на давнишние события, имеющие значение до настоящего времени, современным взглядом.