Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Чаевые: да или нет?

На днях ездила на совещание и встретила там свою знакомую, с которой давно не виделась. После того, как деловое мероприятие закончилось, мы решили зайти в кафе – выпить кофе, съесть булочку и поболтать. Зашли, выпили, съели, поболтали.

Не знаю, по какой причине, но обслуживающая наш столик официантка с самого начала была не слишком приветлива. Возможно, она была не в настроении, или мы не соответствовали ее представлению об идеальных клиентах, но когда пришло время оплачивать счет, моя знакомая призналась в отсутствии желания оставлять чаевые. Поскольку вопрос о чаевых буквально несколько дней назад я обсуждала с другой своей знакомой, это совпадение вдохновило меня на обсуждение темы: что такое чаевые?


Чаевые – это возможность поблагодарить за очень хорошее обслуживание? Или обязанность клиента, который не хочет показаться скупым и невоспитанным?
Что должен испытывать человек, который не видит оснований для уплаты чаевых: вину с готовностью поступить так, как от него ждет официант, или чувство торжества справедливости с уверенным отказом в дополнительном поощрении работника? И можно ли охарактеризовать клиента как жадного или грубого в том случае, если он оплачивает счет и спокойно уходит, ограничившись словесным выражением благодарности?

Одним словом, мы со знакомой затронули тему чаевых как проявления весьма интересной стороны человеческих отношений.

Этикетную сторону этих отношений я коротко затрагивала в своей книжке о стиле жизни. Цитирую себя: рассчитываясь наличными или кредитной картой, к нужной сумме добавляют чаевые, которые составляют 5-15% счета и всегда имеют наличный вид. Традиция «чаевых» исторически связана с быстротой обслуживания. Записку со словами tо insure promptness («чтобы обеспечить быстроту») – сокращенно tips («чаевые») - джентльмены 18 века передавали трактирщику вместе с монеткой, стимулировавшей его расторопность В русской культуре понятие «дать на чай» означало заплатить за стоимость самой мелкой расфасовки чая.

Получается, что смысл чаевых – поощрение особого обслуживания (более быстрого или более дружелюбного), а не обязательная добавка к счету.

А если обслуживание просто качественное – такое, каким оно должно быть по определению? В таком случае, давать или не давать чаевые – вопрос личного выбора, который следует решать без оглядки на то, что подумают окружающие или сотрудники ресторана? Или все же нет?

Что имеет большее психологическое значение: уплата чаевых как знак особой благодарности или неуплата как выражение явного неудовольствия качеством обслуживания?

Насколько мне известно, в Америке чаевые принято давать всегда, за исключением случаев отвратительного обслуживания. То, что клиент оставляет чаевые – норма как для него, так и для официанта, а вот отсутствие чаевых – финансовый убыток персонала, который воспринимается как косвенная критика качества работы.

В Финляндии и в Норвегии, например, чаевые оставлять не принято – считается, что пресловутые 10-15% за обслуживание автоматически включаются в счет в виде стоимости блюд. Четкий и приветливый сервис также включен в функционал персонала.

Собственно, основной вопрос заключается в следующем: что же такое чаевые?



чаевые – это

характеристика того, кто их дает/не дает
104(13.4%)
объективная оценка качества обслуживания
671(86.6%)

Как предпочитаете поступать вы?

оставляю чаевые всегда (независимо от качества обслуживания)
43(4.8%)
оставляю чаевые только в случае особенно качественного обслуживания
362(40.4%)
оставляю тогда, когда обслуживание было хотя просто удовлетворительным
408(45.6%)
никогда не оставляю чаевые
82(9.2%)




Кстати, чаевые мы все-таки оставили, попытавшись выразить свою оценку обслуживания скромной суммой, но не решившись на такую дерзость, как полный отказ…


Tags: повседневность, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “повседневность” Tag

  • Чаепитие в доме викария

    Экранизации романов про не молодых, но проницательных и энергичных леди - мисс Марпл и Джессику Флетчер, я могу смотреть почти бесконечно («почти» -…

  • Корпоратив: сомнения по поводу

    Если бы в пятницу мне не сказали, что пора сдавать 3,5 тысячи на корпоратив, я бы и не вспомнила о гиалуроновой кислоте! Думаю, что большинству дам,…

  • По следам ваших выступлений

    Некоторые мои посты завершаются голосованием. Я думаю, что не только мне интересно, какая точка зрения является преобладающей, а какую разделяют…

  • Наклонись - и будешь счастлив

    Нет ничего проще, чем быть счастливым. Если для того, чтобы быть здоровым, образованным и щедрым нужно приложить усилия и иметь определенные задатки,…

  • Концерт по случаю

    Надеюсь, вы помните (и, вспоминая, не смеетесь) мои восторги по поводу праздничного концерта, который был устроен в Кремлевском дворце в честь…

  • Ткани

    Ткани. Для меня это слово - не просто название куска материи, из которой можно сшить штаны и юбку. Для меня «ткани» – это возможности. Возможности…

  • Открытая планировка

    Наконец-то. Наконец-то новые соседи начали ремонт, а то у нас в подъезде целую неделю никто не ремонтировался. Квартира напротив, через лестничную…

  • Утренняя почта

    Больше всего я люблю вот такую утреннюю почту – она настраивает на неспешное течение жизни и напоминает о том, с какими замечательными людьми я…

  • На встречу с курортом!

    Решила собраться в отпуск заранее. Во-первых, получу удовольствие от предвкушения путешествия; во-вторых, таким образом я не возьму ничего лишнего…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 580 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →