Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Чаевые: да или нет?

На днях ездила на совещание и встретила там свою знакомую, с которой давно не виделась. После того, как деловое мероприятие закончилось, мы решили зайти в кафе – выпить кофе, съесть булочку и поболтать. Зашли, выпили, съели, поболтали.

Не знаю, по какой причине, но обслуживающая наш столик официантка с самого начала была не слишком приветлива. Возможно, она была не в настроении, или мы не соответствовали ее представлению об идеальных клиентах, но когда пришло время оплачивать счет, моя знакомая призналась в отсутствии желания оставлять чаевые. Поскольку вопрос о чаевых буквально несколько дней назад я обсуждала с другой своей знакомой, это совпадение вдохновило меня на обсуждение темы: что такое чаевые?


Чаевые – это возможность поблагодарить за очень хорошее обслуживание? Или обязанность клиента, который не хочет показаться скупым и невоспитанным?
Что должен испытывать человек, который не видит оснований для уплаты чаевых: вину с готовностью поступить так, как от него ждет официант, или чувство торжества справедливости с уверенным отказом в дополнительном поощрении работника? И можно ли охарактеризовать клиента как жадного или грубого в том случае, если он оплачивает счет и спокойно уходит, ограничившись словесным выражением благодарности?

Одним словом, мы со знакомой затронули тему чаевых как проявления весьма интересной стороны человеческих отношений.

Этикетную сторону этих отношений я коротко затрагивала в своей книжке о стиле жизни. Цитирую себя: рассчитываясь наличными или кредитной картой, к нужной сумме добавляют чаевые, которые составляют 5-15% счета и всегда имеют наличный вид. Традиция «чаевых» исторически связана с быстротой обслуживания. Записку со словами tо insure promptness («чтобы обеспечить быстроту») – сокращенно tips («чаевые») - джентльмены 18 века передавали трактирщику вместе с монеткой, стимулировавшей его расторопность В русской культуре понятие «дать на чай» означало заплатить за стоимость самой мелкой расфасовки чая.

Получается, что смысл чаевых – поощрение особого обслуживания (более быстрого или более дружелюбного), а не обязательная добавка к счету.

А если обслуживание просто качественное – такое, каким оно должно быть по определению? В таком случае, давать или не давать чаевые – вопрос личного выбора, который следует решать без оглядки на то, что подумают окружающие или сотрудники ресторана? Или все же нет?

Что имеет большее психологическое значение: уплата чаевых как знак особой благодарности или неуплата как выражение явного неудовольствия качеством обслуживания?

Насколько мне известно, в Америке чаевые принято давать всегда, за исключением случаев отвратительного обслуживания. То, что клиент оставляет чаевые – норма как для него, так и для официанта, а вот отсутствие чаевых – финансовый убыток персонала, который воспринимается как косвенная критика качества работы.

В Финляндии и в Норвегии, например, чаевые оставлять не принято – считается, что пресловутые 10-15% за обслуживание автоматически включаются в счет в виде стоимости блюд. Четкий и приветливый сервис также включен в функционал персонала.

Собственно, основной вопрос заключается в следующем: что же такое чаевые?



чаевые – это

характеристика того, кто их дает/не дает
104(13.4%)
объективная оценка качества обслуживания
673(86.6%)

Как предпочитаете поступать вы?

оставляю чаевые всегда (независимо от качества обслуживания)
43(4.8%)
оставляю чаевые только в случае особенно качественного обслуживания
363(40.4%)
оставляю тогда, когда обслуживание было хотя просто удовлетворительным
409(45.5%)
никогда не оставляю чаевые
83(9.2%)




Кстати, чаевые мы все-таки оставили, попытавшись выразить свою оценку обслуживания скромной суммой, но не решившись на такую дерзость, как полный отказ…


Tags: повседневность, психолог
Subscribe

Posts from This Journal “повседневность” Tag

  • Все относительно

    Как часто вы сдаете анализ крови? А из вены? Я тоже раньше сдавала кровь из вены редко – два раза в год в рамках периодического медицинского осмотра…

  • Лукавство губит бизнес

    О том, с каким трудом мы нашли в огромном городе заурядную керамогранитную плитку (глянцевую, белую, размером шестьдесят на метр двадцать), я уже…

  • Суббота с забытыми флешками

    Прошедшая неделя была у меня столь хлопотной и напряженной, что в пятницу вечером, уходя с работы, я забыла там все свои флешки. Впервые в жизни.…

  • Минус одна сосиска

    Я понимаю, что не стоит этого делать, но иногда покупаю сосиски. Сами по себе сосиски не представляют угрозы ни человечеству, ни отдельно взятому…

  • Что делать?

    Давно минули те времена, когда мы с коллегами недоумевали: ну как же так, говорят, что эпидемия, но никто из нас не знает ни одного заболевшего.…

  • Отделка

    Когда я смотрю телепередачи, посвященные ремонтно-строительным проектам, я испытываю два ярких чувства: шок на этапе демонтажа старых стен и восторг…

  • Все по-другому

    Наверняка, вам встречались такие вопросы, которые не столько предполагают ответ по существу, сколько возбуждают целый поток мыслей и переживаний.…

  • Ничего подобного!

    Если бы я хотела купить керамогранит цвета базарного огня с пунктирной брэнсолитеровой полосой шириной 2 миллиметра, перламутровой россыпью и мелкими…

  • Не хочу всё знать

    Вчера пришла домой, включила телевизор и искренне порадовалась тому, что из него на меня не вылился поток негативных известий, а посыпались очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 580 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →