Чем больше я размышляю на эту тему, тем больше убеждаюсь, что портрет - чрезвычайно многогранное явление. С одной стороны, мы считаем, что хороший портрет - это портрет, который изображает человека максимально достоверно или хотя бы без очевидной лести. Но, с другой стороны, портрет ценен не фотографической точностью воспроизведения внешнего облика, а передачей неповторимой индивидуальности, которая невозможна без расстановки акцентов, могущих снизить достоверность.
Что мы обычно ждем от портрета? Мы хотим, чтобы изображенный на нем человек быть таким, какой он в жизни. Но с какой точки зрения? Первой (полное совпадение внешнего облика) или второй (передача характера)? Разумеется, я говорю о портретах, написанных в реалистичной манере, а не о кубизме, представляющем человеческий облик в виде геометрических фигур.
Еще более интересен групповой портрет, создавая который живописцу надо решить одновременно несколько задач: достоверно отразить каждую внешность, передать эмоции, намекнуть на взаимоотношения (иногда - иерархические) и сконструировать ситуацию взаимодействия героев. Просто расставить всех с учетом роста и проследить, чтобы никто не отвернулся или не загородил соседа - этого совершенно недостаточно!
В групповом портрете ключевым условием успеха является композиция. И дело не в том, чтобы расположить людей таким образом, чтобы сочетание их лиц формировало геометрическую фигуру (это - самый простой секрет композиции).
Расцвет группового портрета - это Голландия XVI-XVII веков. Именно там надо искать ответы - в Голландии, где существовало множество городских советов и профессиональных гильдий, которые любили заказывать групповые портреты. Интересно, что на гонорар живописцу модели «скидывались», что давало им право рассчитывать на качественное изображение каждого вкладчика.
Иногда художник справлялся с поставленной задачей (заказчики себе нравились), но художественности групповому портрету не доставало.
Если живописец находит способ объединить героев общим действием, а не просто запечатлеть их на холсте, рождается прекрасный групповой портрет!
Сравните две картины, созданные в одно время:


На мой взгляд, в первом случае должны быть довольны заказчики, во втором - все любители живописи.
Возможно, секрет - в руках? Если руки чем-то заняты или иллюстрируют ситуацию взаимодействия, возникает ощущение общности группы.
Вы видите эту разницу? Или она мне кажется?
Вы видите эту разницу?