Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Групповой портрет

После того, как моя любимая подруга написала портрет, который теперь я вижу постоянно, меня заинтересовала портретная живопись как культурное явление. Мой частный случай весьма показателен: присутствие портрета в комнате имеет несколько иное значение, чем, например, присутствие натюрморта или пейзажа. В большей или меньшей степени портрет одушевлен живым взглядом модели, если его удалось передать художнику.

Чем больше я размышляю на эту тему, тем больше убеждаюсь, что портрет - чрезвычайно многогранное явление. С одной стороны, мы считаем, что хороший портрет - это портрет, который изображает человека максимально достоверно или хотя бы без очевидной лести. Но, с другой стороны, портрет ценен не фотографической точностью воспроизведения внешнего облика, а передачей неповторимой индивидуальности, которая невозможна без расстановки акцентов, могущих снизить достоверность.


Что мы обычно ждем от портрета? Мы хотим, чтобы изображенный на нем человек быть таким, какой он в жизни. Но с какой точки зрения? Первой (полное совпадение внешнего облика) или второй (передача характера)? Разумеется, я говорю о портретах, написанных в реалистичной манере, а не о кубизме, представляющем человеческий облик в виде геометрических фигур.

Еще более интересен групповой портрет, создавая который живописцу надо решить одновременно несколько задач: достоверно отразить каждую внешность, передать эмоции, намекнуть на взаимоотношения (иногда - иерархические) и сконструировать ситуацию взаимодействия героев. Просто расставить всех с учетом роста и проследить, чтобы никто не отвернулся или не загородил соседа - этого совершенно недостаточно!

В групповом портрете ключевым условием успеха является композиция. И дело не в том, чтобы расположить людей таким образом, чтобы сочетание их лиц формировало геометрическую фигуру (это - самый простой секрет композиции).

Расцвет группового портрета - это Голландия XVI-XVII веков. Именно там надо искать ответы - в Голландии, где существовало множество городских советов и профессиональных гильдий, которые любили заказывать групповые портреты. Интересно, что на гонорар живописцу модели «скидывались», что давало им право рассчитывать на качественное изображение каждого вкладчика.

Иногда художник справлялся с поставленной задачей (заказчики себе нравились), но художественности групповому портрету не доставало.

Если живописец находит способ объединить героев общим действием, а не просто запечатлеть их на холсте, рождается прекрасный групповой портрет!

Сравните две картины, созданные в одно время:





На мой взгляд, в первом случае должны быть довольны заказчики, во втором - все любители живописи.

Возможно, секрет - в руках? Если руки чем-то заняты или иллюстрируют ситуацию взаимодействия, возникает ощущение общности группы.

Вы видите эту разницу? Или она мне кажется?


Вы видите эту разницу?

да, второй портрет намного живее
12(80.0%)
нет, первый живее второго
1(6.7%)
между портретами нет разницы
2(13.3%)



Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Ностальгия по доверию

    Я очень люблю смотреть эстрадные концерты советского периода, когда у нас еще не было шоу-бизнеса. Точнее – он у нас уже был, но мы, зрители, об этом…

  • Не могу оторваться

    Вот уже который вечер я не могу оторваться (и оторвать мужа) от сериала «Вера», названного по имени главной героини, старшего инспектора криминальной…

  • Встреча с прекрасным

    На днях я совершенно случайно освободилась на час раньше и «по заданию редакции» отправилась на встречу с прекрасным. В чем состояло задание,…

  • Убийца на все сезоны

    Предупреждаю: этот пост – настоящий спойлер, потому что в конце я скажу вам, кто убийца! Всем, кто не желает этого знать, рекомендую немедленно…

  • Фильм в синих тонах

    Я теперь немножко киноман, поскольку карантин оставил на добрую память о себе желание смотреть медленное кино. Раньше, до карантина, я предпочитала…

  • Уже не то

    Маршрут моей воскресной прогулки проходит мимо нескольких театров. Лето – не театральный сезон, и каждый год с середины августа я начинаю мечтать о…

  • Бесцеремонность кинопрокатчиков

    Мне кажется, что в прокат картина должна выходить с тем названием, которое ей дали авторы. На мой взгляд, это - очевидно. Однако у прокатчиков,…

  • Мэпп и Лучия

    Прошло две недели, но во мне до сих пор сохраняется эмоциональный след от одного мини-сериала, который мы начали смотреть без особой надежды на яркие…

  • Великое ограбление и огромная любовь

    Еще раз спасибо карантину: я уже два месяца как знаю, что такое Великое ограбление поезда. И если вы тоже хотите это знать и хотите насладиться…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments