Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Групповой портрет

После того, как моя любимая подруга написала портрет, который теперь я вижу постоянно, меня заинтересовала портретная живопись как культурное явление. Мой частный случай весьма показателен: присутствие портрета в комнате имеет несколько иное значение, чем, например, присутствие натюрморта или пейзажа. В большей или меньшей степени портрет одушевлен живым взглядом модели, если его удалось передать художнику.

Чем больше я размышляю на эту тему, тем больше убеждаюсь, что портрет - чрезвычайно многогранное явление. С одной стороны, мы считаем, что хороший портрет - это портрет, который изображает человека максимально достоверно или хотя бы без очевидной лести. Но, с другой стороны, портрет ценен не фотографической точностью воспроизведения внешнего облика, а передачей неповторимой индивидуальности, которая невозможна без расстановки акцентов, могущих снизить достоверность.


Что мы обычно ждем от портрета? Мы хотим, чтобы изображенный на нем человек быть таким, какой он в жизни. Но с какой точки зрения? Первой (полное совпадение внешнего облика) или второй (передача характера)? Разумеется, я говорю о портретах, написанных в реалистичной манере, а не о кубизме, представляющем человеческий облик в виде геометрических фигур.

Еще более интересен групповой портрет, создавая который живописцу надо решить одновременно несколько задач: достоверно отразить каждую внешность, передать эмоции, намекнуть на взаимоотношения (иногда - иерархические) и сконструировать ситуацию взаимодействия героев. Просто расставить всех с учетом роста и проследить, чтобы никто не отвернулся или не загородил соседа - этого совершенно недостаточно!

В групповом портрете ключевым условием успеха является композиция. И дело не в том, чтобы расположить людей таким образом, чтобы сочетание их лиц формировало геометрическую фигуру (это - самый простой секрет композиции).

Расцвет группового портрета - это Голландия XVI-XVII веков. Именно там надо искать ответы - в Голландии, где существовало множество городских советов и профессиональных гильдий, которые любили заказывать групповые портреты. Интересно, что на гонорар живописцу модели «скидывались», что давало им право рассчитывать на качественное изображение каждого вкладчика.

Иногда художник справлялся с поставленной задачей (заказчики себе нравились), но художественности групповому портрету не доставало.

Если живописец находит способ объединить героев общим действием, а не просто запечатлеть их на холсте, рождается прекрасный групповой портрет!

Сравните две картины, созданные в одно время:





На мой взгляд, в первом случае должны быть довольны заказчики, во втором - все любители живописи.

Возможно, секрет - в руках? Если руки чем-то заняты или иллюстрируют ситуацию взаимодействия, возникает ощущение общности группы.

Вы видите эту разницу? Или она мне кажется?


Вы видите эту разницу?

да, второй портрет намного живее
12(80.0%)
нет, первый живее второго
1(6.7%)
между портретами нет разницы
2(13.3%)



Tags: искусство
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

  • Кино 1968 года

    Идея сделать неделю, предшествующую дню рождения, кинонеделей, пришла мне случайно. Просто пришла и все. Я посмотрела список фильмов, вышедших на…

  • Любите ли вы Дейнеку?

    В творчестве Александра Дейнеки есть одна занимательная особенность: художник нередко разрезал свои монументальные полотна на части, делая из одной…

  • Герои и не-герои

    Не люблю двойные стандарты, когда к «своим» и к «чужим» подходят с разными мерками. И масштаб, на который распространяются двойственные оценки, в…

  • Не сходить на Поленова

    В отличие от тысяч сограждан, которые посетили выставку картин Василия Поленова, приуроченную к 175-летию со дня рождения художника, я на этой…

  • При ближайшем рассмотрении

    Ну, вот так всегда… Стоит присмотреться к объекту своей симпатии повнимательнее, как в нем начинают обнаруживаться дефекты. Конечно, знанием о них…

  • На чем рос советский ребенок

    Когда кто-то говорит, что советские дети росли на отечественной культурной продукции, я не могу с этим согласиться. Как классический советский…

  • Один дома: три секрета идеального кино

    Не знаю, есть ли среди вас хоть один человек, который не смотрел «Один дома» - комедию, ставшую символом Рождества новейшего времени. Если такой…

  • Концерт по случаю

    Надеюсь, вы помните (и, вспоминая, не смеетесь) мои восторги по поводу праздничного концерта, который был устроен в Кремлевском дворце в честь…

  • Маленькие театральные хитрости

    Если вы ходите в театр так же часто, как я, вам могут быть полезны маленькие хитрости, которыми я изредка пользуюсь. Если вы – настоящий театрал,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments