С финансовой отчетностью все более-менее понятно: большой брат должен знать, как расходуется его наследство. И с отчетами о выполненной работе – тоже ясно, потому что за каждой работой стоит оплата, то есть – финансы. А с нефинансовой?
Простой пример: к какой-нибудь очередной годовщине чего-нибудь велено организовать серию мероприятий с общим числом участников, допустим, 70 человек. (Речь идет об акциях типа «вечер поэзии» и «конкурс рисунка»). Никакого финансирования этих активностей не предусматривается!
Сначала мы высылаем по указанному адресу «предложения», точнее – план, согласно которому собираемся исполнить распоряжение. Далее мы проводим какие-то акции с «охватом» в 70 человек и снова высылаем до назначенной даты отчет с подробным изложением где, что и с каким размахом проведено. Если вопрос «зачем» по первому пункту носит скорее философский характер, то по второму – сугубо практический. Зачем мы отчитываемся о том, что уже произошло? Высылать планы – в этом можно найти логику, поскольку хорошие планы предполагают согласованность, а высылать отчет?
Возможно, тот, кто требует предоставить отчетные таблицы, полагает, что таким образом он повышает нашу ответственность?
Изучая вопрос о формах отчетности в разных медицинских организациях, я пришла к выводу, что между отчетностью и ответственностью связь все-таки есть! И она – обратно пропорциональная.
Проверять руководителей клиник на предмет исполнения нефинансовых поручений = снижать уровень их профессиональной ответственности путем демонстрации им низкого уровня доверия.
Мне кажется, что количество отчетности всегда отражает степень доверия подотчетным, а сама культура доверия зависит от двух факторов: местных традиций (актуальности принципа «доверяй, но проверяй») и собственной честности.
Ответственность – это всегда доверие. Если человеку или организации поручили и доверяют, то спрашивать «сделали?» - не надо. Если же постоянно испытывать страх («они там ничего не сделают!»), то, разумеется, есть только один путь от него избавиться: потребовать отчет.
Все эти процессы протекают не в отрыве от социальной жизни, а строго – в ее канве. Там, где люди доверяют друг другу – доверяют детям, врачам, государственным органам, там, где уважают профессионализм, число отчетных форм минимально.
Правда, доверять – весьма рискованное дело, ведь доверие – это предоставление свободы, а вот со свободой кое-где у нас порой еще случаются проблемки…