Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Идеальный учитель: 6 главных черт

Продолжая рассказ о прочитанной книге, попытаюсь сформулировать несколько принципиальных позиций. Удивительно, но эти позиции – универсальны и актуальны для любого специалиста, работающего с детьми.


1. Все специалисты, работающие в финских школах, должны иметь степень магистра, то есть у них должен наличествовать опыт проведения собственного научного исследования. Думаю, что это – очень важно, если мы хотим, чтобы учитель или психолог развивались в профессиональном плане и после окончания университета.

2. В Финляндии давно поняли, что «чем дольше человек работает, тем более ценным сотрудником он является» - это установка, приносящая вред. Работать на износ – не только не правильно, но и порочно, поскольку напряжение «изношенного» учителя неизбежно сказывается на учениках. Уходить с работы вовремя – правильно и полезно.

3. Идеальный учитель меньше всего озабочен тем, как учебный процесс выглядит со стороны. Перед ним не стоит задача продемонстрировать родителям или проверяющим свое педагогическое рвение, поэтому ни на «выставки ученических работ», ни на «рейтинги оценок», ни на украшение стен пособиями идеальные учителя силы не тратят.

4. Финские идеальные учителя с удовольствием выводят детей за стены школы и проводят уроки в естественных условиях. Возможно, именно поэтому между финнами и природой – полная гармония.
Не знаю, почему в наших школах каждый выход за пределы здания воспринимается как поход в зону боевых действий. Неужели Москва настолько ужасна?

5. Приоритет спокойствия (а не новых учебных проектов, состязательной активности и высоких показателей!) приводит к отсутствию стресса. Идеальный учитель спокоен, расслаблен и дружелюбен. При общении с таким педагогом дети значительно лучше усваивают материал.
Уважение к спокойствию свойственно финской нации (проверено на себе). Отсутствие конфликтов и суеты считается неотъемлемым условием счастья. Даже День независимости финны отмечают не громкими парадами, а нормально – в тишине своих домов. Мне такой подход понятен и приятен. И на работе я ценю спокойную обстановку, испытывая стойкую неприязнь к авралам, шуму, состязаниям и скандалам. На мой взгляд, хороший день – день без происшествий, а хороший конкурс – тот, в котором победили все.

6. Идеальный учитель рассматривает своих коллег как команду приятелей. В этой команде нет места конкуренции, а отношения пронизаны сопричастностью.

В этой связи хочу заметить кое-что от себя.

Я всегда обращаю внимание на то, как человек (учитель, врач, психолог, заведующий и т.д.) называет свой класс или отделение – «мой» или «наш». Когда я слышу «мое отделение», «мой класс», «мои медсестры» и т.д., я понимаю, что человеку незнакомо чувство сопричастности и партнерства. У хорошего учителя класс – наш. У хорошего заведующего отделение – наше, и медсестры – наши, и пациенты – наши.

И еще один важный момент: укреплением престижа учительской профессии финское государство занимается целенаправленно. Учителя не считают представителем сферы обслуживания, к которому «заказчики» могут обращаться с требованиями (хотя взаимное уважение распространяется в Финляндии на все социальные слои). Статус педагога укрепляется и морально, и материально, и, возможно, в этом – ключ к успеху.
Tags: заметки, профессия
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • С целью контроля качества

    Сейчас стану жаловаться – приготовьтесь (то есть либо выключайте ноутбук, либо запасайтесь попкорном). Даже интересно, как это: предъявлять…

  • Когда все - подлецы

    В отличие от многих знаменитых писателей, вошедших в «топ-10» русской классической литературы, Островский прожил спокойную жизнь. Некоторое…

  • Всем привет от Василия Львовича

    Третьего дня ходила в лавку за молодым цыпленком и по дороге заглянула к Василию Львовичу. Мы с ним на короткой ноге, кстати; особенно в третье…

  • До после праздников!

    Каждый новый календарный год я начинаю с чувства большой патриотической радости от того, что живу в нашей стране. А всё почему? А всё потому, что…

  • Почему мы любим праздники?

    Гражданам, которые, прочив заголовок, ворчливо заметили «а мы не любим!» или самодовольно воскликнули «и так ясно почему», советую взять свои грелки,…

  • Ударный труд

    Несмотря на свою «речевую» профессию, к чужим ошибкам, допускаемым в спонтанных высказываниях, я отношусь спокойно. Более того: меня совершенно не…

  • Родные просторы отменяются!

    Несколько недель назад меня и мою коллегу попросили съездить с деловой поездкой в один российский город – прочитать лекции для местных врачей.…

  • Разное о разном

    Последние дни были так насыщены впечатлениями, что каждый вечер, возвращаясь домой, у меня возникало желание написать отдельный пост (по каждому…

  • Так вот кто читает мой журнал

    Недавно (точнее указывать время не стану, чтобы не спровоцировать читателей на предположение, что речь идет о ком-либо из них) я встретила человека,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments