Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

Прочитала на прошлой неделе одну чудесную книгу и теперь не могу понять: зачем нам министерство просвещения?

То, какой должна быть система образования, не только хорошо известно, но и прекрасно описано! Фактически, можно взять книжку и считать ее руководством к действию. Для уточнения деталей и профилактики ошибочных решений можно посетить страну, в которой уже создана идеальная школьная система, и аккуратно скопировать опыт, прошедший проверку временем.




Зачем тратить деньги на финансирование новых отечественных проб и ошибок, если уже известно, что надо делать? Имеющиеся средства следует инвестировать во внедрение той системы, которая вполне пригодна для тиражирования.

Автор – американец, имеющий практический опыт работы как в американских, так и в финских школах; ему хватает квалификации для того, чтобы быть экспертом и объективно сопоставить две образовательные системы: финскую и не-финскую. Однако признание финского школьного образования лучшим – не его частное мнение, а результат, объявленный Международной программой оценки образовательных достижений.

Итак, просто перечислю характеристики идеального – финского – школьного образования. Если они вас заинтересуют, то подробнее можно ознакомиться с ними в книге Тимоти Уокера.

Ключевая цель школьного образования в Финляндии – ориентация на благополучие, здоровье и счастье детей. Из нее логично следует все, что перечислено ниже.

1. отсутствие частных школ и конкуренции в Финляндии означает, что все учебные заведения должны быть хорошими независимо от того, где находятся и кого обучают. С учетом того, что нас постоянно пытаются убедить, будто конкуренция способствует повышению качества (по личному опыту знаю, что это – не так!), этот пункт является одним из убедительных опровержений

2. в каждой школе есть «группа поддержки учеников», в которую входят специалисты, готовые прийти на помощь ребенку в любой ситуации (особые образовательные потребности, трудная жизненная ситуация и др.)

3. в финских школах отсутствует жесткая иерархия: руководители ведут уроки наравне с рядовыми преподавателями

4. школьное образование дополняет мощная сеть внешкольных ассоциаций, клубов и организаций, которые помогают организовать свободное время. Во внешкольных активностях дети и подростки получают знания и навыки, дополняющие материал, усвоенный в школе. Итог – прекрасен: 90% молодых финнов имеют по крайней мере одно хобби и демонстрируют лучший в мире уровень образованности.

В отличие от Финляндии, во многих странах, включая Россию, детей с раннего возраста подталкивают к успеху, внушая ребенку ответственность за то, что он должен стать гордостью семьи. В Финляндии считают, что счастье – не результат успеха, а его предварительное условие. В этом – принципиальное отличие, подтверждением правильности которого служит уровень жизни финнов.

Перемены дети проводят на улице и на переменах они отдыхают. То же самое делают учителя! 15-минутные перерывы используются не для решения организационных вопросов, а для отдыха, причем, как отдыхать – бегать по площадке или играть в математическую игру – ученики решают вместе с учителем. Если педагог видит, что в ходе урока дети утомились, он делает перерыв тогда, когда это нужно для восстановления сил.

Государственная программа «Финские школы в движении», призванная помочь детям и учителям вести активный образ жизни, уже дает свои результаты: все, что можно делать, не сидя в классе, делается вне класса или в сопровождении физической активности. Раньше я уже писала о своих приятных впечатлениях, привезенных из последних путешествий: европейские ученики постоянно занимаются с учителями на свежем воздухе, а не в классах. Кстати, и в классах всегда открыты окна, и ученики открывают их, не спрашивая разрешения учителя, если им душно.

Продолжительность учебного дня в Финляндии значительно меньше, чем, например, в США или в России. «Чем больше, тем лучше» - принцип, пагубный как для образования, так и для медицины. Гарантией хорошего результата является качество, а не количество, и всем – ученикам и учителям – надо регулярно восстанавливать силы.

Финляндия – страна победившего минимализма, под которым понимается не аскетизм, а простота. «Меньше и лучше» - принцип, прекрасно реализованный и в дизайне, и в образовании. Уютные незахламленные пространства квартир и классов создают приятный настрой на деятельность. Опираясь на личный опыт, могу сказать: детям всегда легче заниматься в нежарком помещении, которое не замусорено всевозможными пособиями, следами творчества и прочей мишурой.

Все правила поведения, действующие в финских школах, направлены на одну цель – создание атмосферы полного спокойствия. Спокойный, миролюбивый настрой и доброжелательная рабочая обстановка – вот главное, что отличает финскую школу.

Конечно, в таких идеальных школах должны работать идеальные учителя. О том, кто такой идеальный учитель, я напишу в следующий раз.


Tags: заметки, профессия, чтение
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Деньги и счастье

    Теперь, когда в силу разных причин у нас стало меньше денег, я приобрела одно очень важное и приятное право – право рассуждать о связи между…

  • Есть ли незаменимые люди?

    Фразу «незаменимых людей нет» произносят либо с глубоким сожалением, либо – с оптимистичной уверенностью. Первый вариант, «печальный», предназначен…

  • Рейтинг рейтингов

    Когда я слышу о рейтингах, у меня возникает ряд вопросов, которые можно обобщить под названием «а судьи кто». Если конкретизировать возникающий…

  • От чего устал народ

    Будете в Малом, посмотрите «Не все коту масленица»! Я посмотрела и испытала удивительное чувство: спектакль закончился, а хочется, чтобы пьесу тут же…

  • Подражая Саре…

    В мире есть множество Сар, достойных подражания. К сожалению, ни с одной из них я не знакома лично, поэтому обогатить свою жизнь путем заимствования…

  • Хозяйкам – на заметку

    Надеюсь, что вы знаете: в аптечной сети существуют немало тихих и малозаметных препаратов, которые являются успешными конкурентами дорогостоящих…

  • Первым появляется унитаз

    Если бы две недели назад меня спросили, с чего начинается строительство, я бы стала перечислять всякую ерунду типа стен и перекрытий. В реальности…

  • Тренинг доверия

    Накануне Международного женского дня – 7 марта 1967 года – в жизни советских граждан случилось нечто очень важное, о чем вы вряд ли вспомните, не…

  • Велосипедный руль под носом

    Я не отношусь к любителям растительности на мужских лицах (на женских – тем более), однако обладатели усов не вызывают у меня отрицательной реакции.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →