Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Должно ли быть всё хорошо?

Всякий раз, когда я читаю эмоционально окрашенное «обращение гражданина», я пытаюсь поставить себя на место заявителя и посмотреть на ситуацию его глазами. Чем чаще я это делаю, тем больше убеждаюсь: чтобы понять заявителя, надо смотреть его глазами не на конкретную ситуацию, а на жизнь в целом.


Можно было бы назвать эти письменные обращения жалобами, но это не всегда классическая жалоба; чаще - аморфное и глобальное недовольство. В 99% случаев обращение отражает не то, что произошло с человеком в нашей клинике, а то, какой жизнью он живет в последние десятилетия (три, четыре, пять, шесть десятилетий – в зависимости от возраста).

Такого, чтоб взять в руки текст, а в нем содержатся реальные факты, объективная оценка и четко сформулированное требование - практически нет. Обычно половину информации составляет откровенное вранье, четверть – предвзятая интерпретация ложных утверждений, еще четверть – необоснованные претензии.

И тем не менее…

Несколько лет назад мне не очень удачно сделали операцию. Настолько не очень, что после нее мне пришлось оперироваться дважды. Было ли первое вмешательство чередой хирургических ошибок – вопрос, на который может ответить консилиум, а не один квалифицированный хирург или, тем более, сам больной (в данном случае больной – это я).

Не исключено, что мой доктор совершил ошибку. И даже очень вероятно, что это так, если опираться на сведения из моей медицинской карты и мнения компетентных лиц, но почему я должна негодовать по этому поводу? Я могу тихонько посетовать, но публично жаловаться и размахивать потребительскими кулаками – на каком основании? Каждый может ошибиться, и, перефразируя известное высказывание, не допускают хирургических ошибок только не оперирующие хирурги.

Вот, допустим, я бы затеяла писать обращения в инстанции. Это как-то повлияло бы на мое здоровье? Нет. Точнее – повлияло бы на мое психологическое состояние. А на здоровье других пациентов? Тоже нет! Если доктор допустил промах, оперируя мой организм, это совершенно не означает, что он – плохой специалист. Может, это мой организм плох?

Напоминаю: каждый человек, кем бы он ни работал, ошибается. И мой хирург тоже может ошибиться – этот факт и составляет сущность риска. И почему одним неудачно прооперированным пациентом на двадцать, прооперированных удачно, не могу быть я? Могу.

Мне любопытно, конечно, как рассуждают наши «жалобщики». Вероятно, они уверены, что мир создавался специально для их удовольствия, и любое неудобство или неприятность – мишень, по которой надо стрелять на поражение? Если это так, то я искренне соболезную этим людям, поскольку жить с таким настроем очень непросто. Смирение (в хорошем смысле этого слова) – вещь не только правильная, но и полезная. Оно значительно облегчает жизнь, помогая расставить акценты таким образом, чтобы не ворочаться по ночам от ненависти к своим «обидчикам».

Совершеннейшим абсурдом представляются мне изредка встречающиеся обвинения в намеренности «причинения вреда». Когда кто-то говорит, что мы «специально что-то не сделали», чтобы вывести заявителя из себя/ увеличить степень его страданий/ доказать, что зло сильнее (нужное подчеркнуть), меня это чрезвычайно удивляет. Мысль о том, что мне намеренно сделали операцию не вполне качественно, никогда не приходила в мою голову, и когда я читаю претензии, сопровождающиеся идеями отношений («мне у вас специально все испортили»), я понимаю, как мне повезло с моей головой.

Жаль, что граждане, которые к нам обращаются, ждут от нас ответа по конкретной ситуации (и, безусловно, получают его), а не могут задуматься над тем, почему все беды вселенной падают на их персональную голову… Хотя у каждого есть право выбора – страдать или быть счастливым.


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Что делать с психбольницами?

    Так получилось, что на этой неделе одновременно и последовательно проходит несколько конференций по психиатрии, и практически на каждой обсуждается…

  • Люди, которые достойны уважения

    Сколько и каким тоном ни говори «мы не проверка», когда в учреждение заявляется целая делегация психиатров, психологов и юристов, директор и…

  • Дама и собачка

    Как у каждого порядочного заместителя, у меня есть часы приема граждан, но граждане часов не наблюдают и приходят, когда считают нужным. Я не против…

  • Завтра едем

    Есть несколько тем, которые я предпочитаю обходить стороной, окружая их осторожным молчанием. Не в жизни, а в своем журнале. И вовсе не потому, что…

  • Как мы присуждали премию

    Довелось мне вчера принять участие в работе экспертного совета, определявшего победителей премии Правительства Москвы по медицине. Само по себе это…

  • О живительной силе похвалы

    Мне посчастливилось работать с людьми, которые умеют ценить чужие усилия и добрым словом отмечать результаты чужого труда. Я думаю, что такая…

  • Я до пяти

    Не знаю, как оно должно быть, но у меня границы между работой и не-работой давно стерлись. И речь не о том, что мои профессиональные знания и навыки…

  • Три главных вывода

    В течение двух дней, в четверг и в пятницу, я была на конгрессе по детской реабилитации. К сожалению, посетить все заседания и секции мне не удалось…

  • Опуская подробности

    У меня на основной и дополнительной работах происходит так много всего интересного, что желание поделиться впечатлениями (иногда – поучительными)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments