Книжки по костюму, где исторические сведения тщательно разложены в хронологическом порядке, могут представлять намного более ценный материал, чем кажется при их поверхностном изучении.
Повседневность, в том числе - повседневная одежда - это окно в человеческую душу. То, как люди причесываются, одеваются, обставляют свое жилище, является непосредственным отражением системы их ценностей и приоритетов, и в этой сфере - в сфере моды - нет ничего случайного или психологически необоснованного.
За модой всегда стоит культурная история, потому что мода - это культурно-психологический выбор. В любом модном объекте, будь то мини-юбка или вуаль, имеется глубокий скрытый смысл, и если его отыскать, что прошлое становится живым и близким. Ничто не появляется из ниоткуда, ничего не случается просто так, и если что-то задерживается в повседневности, то тоже – неспроста. Всякое изменение исторических условий фиксируется в модных образах!
История костюма - это и история отношений, и история семьи, и целый ряд других психологических тем, за которыми стоит самое интересное, что существует на свете - человеческое поведение.
Тот же джентльмен, рассмотренный в качестве культурного явления, появился в нужное время в нужном месте неслучайно! Внешняя небрежность, за которой умело скрывается тщательная подготовка, экономия выразительных средств при глубине внутреннего мира, культ гигиены и всё, всё, всё существующее в повседневной жизни, возникает в тот момент, когда для этого формируется социально-психологическая основа (и исчезает за ненадобностью при изменении этой основы).
Повседневность - интереснейшая область гуманитарного знания, которая вдохновляет меня на интеллектуальные усилия, а мода, как часть повседневности, всегда красноречиво повествует и о конкретном человеке, и о состоянии общества в целом. Например, стиль современной уличной моды, который исповедует принцип «сочетай и смешивай»: тенденция выглядеть так, будто на человеке надета первая попавшаяся одежда, отражает внутренний протест против прежнего стремления к тщательной комплектации единого ансамбля. Диссонансы и контрасты в одежде возникли не в отрыве от социальной реальности - они лишь отражают ее! Вызывающие дыры на джинсах, подчеркнутая небрежность - все это отражает демонстративный отказ от строгой регламентации социальной жизни.
Еще одна чрезвычайно познавательная тема - связь моды с моралью. Вы знаете, почему раньше (до недавнего времени) люди так боялись надеть одежду наизнанку и окружали эту случайную нелепость всевозможными приметами? В Средневековье (а именно - в государственных актах 1355 года) правило ношения одежды наизнанку было установлено для проституток - таким образом их можно было сразу отличить от приличных женщин. Насколько эффективным было подобное законодательство неясно, но его психологические последствия для массового сознания наблюдались очень долго. И, кстати, только во время сексуальных революций одетая наизнанку одежда воспринималась спокойно - теперь понятно, почему.
Или – одежда, состоящая из верха и низа. Ведь сначала вся одежда была «платьем», то есть закрывала и верхнюю, и нижнюю часть человеческого тела. Потом люди заметили, что на грязных улицах «низ» пачкается быстрее, чем «верх», и так цельное платье превратилось в раздельные предметы одежды.
А у вас есть такие сферы интересов, которые, возможно, не связаны с профессиональной подготовкой напрямую, но являются источником интереса и вдохновения?