Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Руки с просьбами

Когда я поступала в свой первый вуз, никаких единых экзаменов не было, но зато были вступительные, которые воспринимались абитуриентами как событие, определяющее всю дальнейшую судьбу. Подавать документы сразу в два и более вузов было невозможно, поэтому провал на вступительных экзаменах означал полное крушение планов с необходимостью год работать и готовиться к повторным испытаниям.


Проходной балл на факультет, на который я поступала, был равен двадцати. Если учесть, что баллы набирались на четырех экзаменах, это означает, что все четыре дисциплины нужно было сдать на отлично. (Правда, потом выяснилось, что мест все равно меньше, чем абитуриентов, набравших по двадцать баллов, и между счастливчиками был проведен дополнительный конкурс, за который присваивалась еще одна единица, в результате чего проходной балл вырос до двадцати одного.)

Первым экзаменом традиционно было сочинение, которое одновременно проверяло уровень знаний по русскому языку и литературе. Из трех предложенных тем я сразу отвергла тему по «Малой земле» Л.И. Брежнева, а из двух оставшихся выбрала «Значение ремарок в комедии «Ревизор» (вторую тему не помню).

«Ревизора» я люблю со школьных лет, и за прошедшие годы посмотрела все постановки этой гениальной пьесы в Москве (и не только). Я считаю это произведение лучшим в русской литературе (наряду с «Мертвыми душами»). Большие жанры типа «Войны и мира» и прочих эпопей вызывают у меня стойкое ощущение, что всё то же самое можно было изложить в десять раз компактнее, отчего книжка только бы стала лучше. За два столетия отечественная общественная жизнь, метко описанная Гоголем в короткой пьесе, осталась неизменной, и феномен «Ревизора» потряс меня еще в середине восьмидесятых, когда я первый раз взяла в руки этот прекрасный текст.

«Осип лежит на барской постели».

«Прочие гости остаются просто столбами».

Эти ремарки я запомнила на всю жизнь. И главную ремарку – ту, вокруг которой я и построила сочинение: «В окно высовываются руки с просьбами».

В четырех из пяти действий пьесы народ остается за сценой – его положение и нужды не волнуют никого, хотя чиновники делают вид, что служат народу. Беззакония, самодурство и взяточничество являются повседневной практикой, изменить которую невозможно. А что, собственно, сам народ? Готов ли он к осознанному труду, консолидации усилий и появлению на сцене? Его социальная активность проста и печальна: «В окно высовываются руки с просьбами».

«Руки с просьбами» - грустная формула слепого доверия патриархальным авторитетам, выросшая не из уважения, а из страха…

Почему в России тот, у кого сегодня власть – «начальник», противопоставленный «дураку»? Верховный правитель местного формата воспринимается так называемым простым человеком как истина, надежда и опора, а собственные ресурсы, закон, плечо соседа - игнорируются и уничижаются. Роль «маленького человека» – это чей выбор? Власти или народа? Правителя или вассала? И наступит ли день, когда фраза «В окно высовываются руки с просьбами» станет просто ремаркой?


Tags: заметки, личное
Subscribe

Posts from This Journal “личное” Tag

  • Всё меняется

    Постепенно расширяя ареал своего независимого перемещения по городу, без сопровождения хожу в поликлинику, магазин и кирху. Вроде бы и немного…

  • Классика жанра, или магия оливье

    Близкая подружка уехала обратно в свою далекую страну, и вот я думаю: где и в каком месте хранятся те стереотипы, которые побуждают нас готовить…

  • Дни благодарения

    Вчера был чудесный праздник – День благодарения. Его первоначальный смысл давно расширился, и сегодня я испытываю безмерную, глубокую благодарность…

  • О сентиментальности

    Никогда не считала себя склонной к внешним проявлениям сентиментальности, потому что я не плачу, когда в мою честь произносят тост или когда герои…

  • Радость за радостью: жизнь на больничном

    Поскольку теперь я выздоравливаю дома, темп моей повседневной жизни несколько снизился. Это очень непривычно: не собираться утром на работу, не…

  • Правда о развале в здравоохранении (впечатления хирургической больной, она же – кухарка)

    Дорогие друзья, спешу отчитаться перед вами о том, как я провела выходные (под выходными имеются в виду несколько дней, когда я прохлаждалась в…

  • Выпить или подумать?

    Жаль, что я не пьяница. Вот честное слово! Знаю людей, которые значительную часть проблем (как объективно существующих, так и надуманных) решают по…

  • Карибы отменяются…

    Прочитав мой пост о своих шортах, которые, как выяснилось, все-таки привезены «освежиться», муж достал из кладовой ласты и выставил их на продажу.…

  • Как я не внесла вклад в науку (окончание)

    Начало Продолжение Увлеченная работой с пациентами детской психиатрической больницы, помощью пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Можно сделать репост?
Конечно!
Народ, наоборот, все, что ему предлагается властями, воспринимает настороженно, критикует, в соцсетях устраивает бурные обсуждения, и обращений в контролирующие инстанции по разным вопросам очень много. Никто не ждет с протянутой рукой, подавать жалобы, требования, апелляции и т.п. все давно научились, ну разве что кроме самых стесняющихся. Причем уже и злоупотребления из серии "мы в своем праве" тоже есть. Если есть горячие линии, прекрасно туда звонят. К сожалению, часть трудящихся оседлала лошадку "сделайте нам хорошо, а мы будем указывать "почешите тут, тут и тут". Поднять задницу? да что вы!
Ну и власть очень хорошо научилась футболить подавляющее большинство обращений.
Так что по эффективности разница между "высовывающимися руками" и "горячими линиями" не шибко большая.
Обычно власть (любого уровня) неплохо дифференцирует реальные просьбы и потребительский экстремизм, который описан в комментарии выше. Ответы даются разные - нуждающимся нередко отвечают по существу, а эгоистичным потребителям, которые просто используют свое право писать обращения - в духе их собственного поведения.
А вы много обращений написали? Есть закон "Об обращениях граждан", в нем регламентирован порядок их рассмотрения, есть прокуратура, которая рассматривает нарушения этого закона, и люди этим механизмом успешно пользуются. Ваше утверждение о "подавляющем большинстве" отфутболенных обращений" - это сотрясение воздуха.

6202

5 months ago

stariy_merin

5 months ago

Народ не верит власти потому, что сам постоянно практикует обман (и самообман). А что касается потоков обращений - да, руки с просьбами тянутся и тянутся, а вот сделать усилие во благо, например, своего здоровья - удел немногих.
Я писал вступительное сочинение за двоюродного брата- выпускника сельской национальной школы. Заработал ему единственную четверку (остальные экзамены он сдал сам на тройки), благодаря которой он получил "полупроходной" балл (т.е. приняли на птичьих правах до первой сессии, сдашь- зачисляешься в полноправные студенты, нет- вылетаешь без всяких пересдач). Сейчас главный инженер на небольшом заводе.
"Ревизор"- со школы помню исключительно как веселую смешную юмореску. Таким в памяти и остался. А там вон сколько смыслов...
Вероятно, заводу все равно, с каким уровнем знаний пришел в институт его главный инженер. Так нередко бывает - из посредственных учеников получаются удовлетворительные (в хорошем смысле) специалисты.
А Гоголь - это настоящее зеркало российской жизни. Иногда - увеличительное, но чаще - 1:1.
По-моему, самое простое объяснение постоянному "состоянию прошения" заключается в том, что русский народ был всегда не свободен. С одной стороны бунт, а с другой стороны нужда в постоянном управлении. Царь, барин ли или председатель колхоза.... Неважно. Крепостное право отменили у нас примерно 160 лет назад. Всего!!! Из них минус 70 лет в СССР. Итого 90 лет для формирования свободного самосознания - это ничтожно мало.
Вот простейший пример... сейчас даже в автобусе если ехать и выключен кондер и закрыты окна, практически никто не встанет и не попросит/потребует у водителя для себя комфортных нормальных условий (воздуха). Я вижу в этом рабскую психологию и пофигизм.
Согласна с Вами в целом, но вот что удивительно - Америка тоже освободилась от рабства относительно недавно, но социальная активность и ответственность так выше. Хотя не исключено, что мне так только кажется)
Возьмем Финляндию, в которой свобода и независимость появились сто лет назад. Однако там совершенно другая ментальность!
На мой взгляд, проблема кроется в иной плоскости - в той, откуда берет начало нравственность, мораль, общественные ценности. Эта плоскость - вероисповедание.

katusharu

July 12 2018, 15:48:32 UTC 5 months ago Edited:  July 12 2018, 15:50:07 UTC

Америка была заселена эмигрантами из Европы, где не было рабства. Насчет Финляндии сказать точно не могу. Хоть, она и была частью Рос. империи, все же больш часть времени она была под властью Швеции. Поэтому как пример рабской психологии она все же не очень подходит. Ну православие есть и у греков, и у киприотов, и у болгар. Дело, наверно, не совсем в нем
Тогда, возможно, решающим является сочетание этих факторов - православие, самодержавие и вот она - "народность")))

stariy_merin

5 months ago

olga_srb

5 months ago

Deleted comment

olga_srb

5 months ago

stariy_merin

5 months ago

katusharu

5 months ago

stariy_merin

5 months ago

Штудировали Мировича? Тогда почитайте комментарии у него, где грамотные люди написали ему о рабстве в Европе, и он с этим согласился. "Всего 160 лет" - это 6 поколений, дорогуша - это ваши отец, дед, прадед, пра-пра-дед, пра-пра-пра-дед, пра-пра-пра-пра-дед. Каком образом пра-пра-пра-прадед передал вам рабскую психологию? В устных сказаниях или рисовал в пещерах охрой на каменной стене? А насчет автобусов вообще умора - в наших автобусах кому надо - открывают и закрывают, где вы ездите, непонятно, что у вас так водителей боятся. Начните с себя и включайте кондиционер сами, хотя бы, подайте пример вашим этим скромникам.
кроме того, вы путаете "рабскую психологию" с "эффектом свидетеля" - когда люди в толпе первым делом ожидают что начнет действовать кто-то другой, а быть первым почти всем некомфортно, причем это явление было описано именно на западе, "где не было рабства"