Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Барьеры

Как только я пересекаю границу, отделяющую Россию от остального мира, сразу рушится один из самых труднопреодолимых (мной) барьеров - языковой! Очень приятно оказаться среди людей, говорящих на русском языке - единственном, который я понимаю лучше переводчика.

Самое невнятное объявление, которое больше похоже на шипение и гудение, чем на членораздельную речь, но сделанное на русском языке, воспринимается мной точнее, чем четко произнесенная фраза на английском (говорить со мной на остальных языках совершенно бессмысленно).

Однако падение языкового барьера территориально совпадает с появлением других барьеров - например, культурного. Несмотря на то, что языковая среда становится совершенно прозрачной, какая-то невнятная муть возникает в понимании мотивов поступков отдельных личностей и некоторых традиций.


Например, для меня остается загадкой, почему у нас так тщательно всё контролируют и проверяют, а порядка при этом не прибавляется.

Простой и наглядный пример - проверка проездных документов. Во время нашего последнего путешествия мы многократно ездили на поездах и плавали на кораблях, приобретая билеты заранее. Их проверка осуществлялась везде только один раз - либо мы показывали билеты при посадке, либо - кондуктору внутри вагона. Всякий раз нам улыбались и говорили «спасибо». При высадке с парома или выходе на железнодорожной станции не требовалось предъявлять билеты уполномоченным лицам или прикладывать их к каким-либо сканерам. Выходя из вагона, можно было двигаться хоть налево, хоть направо - в любом направлении, а не только туда, куда чья-то рука направляет толпу.

Перемещаясь по европейским странам, паспортный контроль мы прошли только один раз - следуя из Швеции в Финляндию (по прибытии в Хельсинки). Никакого осмотра и ощупывания багажа, никаких металлоискателей и сдвинутых бровей контролеров не было ни на одном вокзале и ни на одном терминале. Путешественники спокойно входили в здания, отыскивали на табло нужный маршрут и свободно проходили к местам посадки.

В Петербурге мы тоже воспользовались электропоездом, следовавшем до Царского села. Сначала через рамку металлоискателя пропустили наши тела и мою крохотную сумочку, затем мы приложили билеты к сканеру при входе на перрон (предварительно дважды миновав строгих наблюдателей), далее в пути нас проконтролировали контролеры, но и этих трех барьеров оказалось недостаточно! При выходе на станции Царское село мы снова (!) прошли через турникеты, открывающиеся после прикладывания билета к сканеру. Разумеется, обратный путь сопровождался таким же четырехкратным контролем.

Все эти физические препоны и ограждения, которые создают толпы и задают направление их движения - для чего они? Чтобы обеспечить безопасность и порядок или создать впечатление заботы о них? Ни в Стокгольме, ни в Берлине, ни в Хельсинки, ни в других европейских городах, которые мы посетили, ничего подобного нет, однако безопасность и порядок благополучно существуют без всяких оградительных сооружений!

Я понимаю, что бывают ситуации, когда необходимо ввести временный запрет. В таком случае, на мой взгляд, надо вывесить объявление или донести до пользователей информацию.

Вот наглядный пример того, как на несколько часов было перекрыто автомобильное движение на нескольких улицах Хельсинки:

barier1_1.jpg

Никаких многотонных грузовиков, выставленных поперек проезжей части, или бетонных блоков, сдвинуть которые не под силу даже исполину - просто знак, понятный каждому автолюбителю.

Месяцем ранее подобную картину мы наблюдали на одной из главных магистралей Берлина: регулировщик просто указывал жестом, что дорога перекрыта.

barier2_1.jpg

Я думаю, что физические барьеры создают множество неудобств, провоцируя образование очередей, толп и массового беспокойства, а вот то, ради чего они воздвигаются, никак от них не зависит. Барьеры и ограждения, возникающие на каждом шагу, формируют атмосферу полуосадного положения, вызывают недоверие обывателей друг к другу, обеспечивают занятость охранных служб и создают благоприятные условия для карманных краж. Способствуют ли они безопасности - я не знаю.

Предупредить столпотворение и безбилетный проезд можно, используя методы наших европейских соседей. Надо просто поинтересоваться у них, как им удалось решить тот вопрос, с которым мы никак не можем справиться.

Возвращаясь к запеву, еще раз порадуюсь тому, что языкового барьера больше нет! Слово «нельзя», произнесенное с любой интонацией и четкостью, я понимаю прекрасно, а вот как «нельзя» по-английски, я не имею ни малейшего представления…

Tags: повседневность, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • И несколько слов о полете

    Поскольку за последние три недели мне посчастливилось дважды воспользоваться услугами гражданской авиации и по два раза посетить московский аэропорт…

  • Уникальный вокзал

    Сегодняшний день мы провели в Калининграде: сдали арендованную на четыре дня машину, погуляли по городу и оформили заказ на кресла. И если на осмотр…

  • Пакуюсь

    Подобно путешественникам, отправлявшимся в путь сто лет назад и воспринимавшим любую дальнюю поездку как значительное событие, я решила начать…

  • А как же путешествовать?

    Двести лет назад - в эпоху, когда еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни поездов, люди не сидели на одном месте. Иногда они срывались с…

  • Романтика путешествий своими руками (инструкция)

    За месяц удаленной жизни я поняла, что единственное, чего мне всерьез не хватает – возможности собрать саквояж и отправиться в поездку. Нет, собрать…

  • Главное слово в заграничной поездке

    Дискуссия о возможности овладения разговорным английским языком на базе школьной и вузовской программ (без дополнительных инвестиций в виде…

  • Иностранный язык: учить, но не знать

    Мама, исключительно довольная своим итальянским путешествием, призналась: даже если бы ей пришлось возвращаться домой сегодня, она бы уже приехала…

  • Не бойтесь плацкартных вагонов

    Я понимаю, что мое снисходительное отношение к плацкартным путешествиям, которое иногда выглядит как любовь к ним, разделяют немногие. Если точнее –…

  • Плацкартная акробатика

    То ли у нас поезд настолько замечательный, то ли именно со мной такое происходит, но мне исключительно везет с попутчиками! Вот уже в который раз,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments