Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Барьеры

Как только я пересекаю границу, отделяющую Россию от остального мира, сразу рушится один из самых труднопреодолимых (мной) барьеров - языковой! Очень приятно оказаться среди людей, говорящих на русском языке - единственном, который я понимаю лучше переводчика.

Самое невнятное объявление, которое больше похоже на шипение и гудение, чем на членораздельную речь, но сделанное на русском языке, воспринимается мной точнее, чем четко произнесенная фраза на английском (говорить со мной на остальных языках совершенно бессмысленно).

Однако падение языкового барьера территориально совпадает с появлением других барьеров - например, культурного. Несмотря на то, что языковая среда становится совершенно прозрачной, какая-то невнятная муть возникает в понимании мотивов поступков отдельных личностей и некоторых традиций.


Например, для меня остается загадкой, почему у нас так тщательно всё контролируют и проверяют, а порядка при этом не прибавляется.

Простой и наглядный пример - проверка проездных документов. Во время нашего последнего путешествия мы многократно ездили на поездах и плавали на кораблях, приобретая билеты заранее. Их проверка осуществлялась везде только один раз - либо мы показывали билеты при посадке, либо - кондуктору внутри вагона. Всякий раз нам улыбались и говорили «спасибо». При высадке с парома или выходе на железнодорожной станции не требовалось предъявлять билеты уполномоченным лицам или прикладывать их к каким-либо сканерам. Выходя из вагона, можно было двигаться хоть налево, хоть направо - в любом направлении, а не только туда, куда чья-то рука направляет толпу.

Перемещаясь по европейским странам, паспортный контроль мы прошли только один раз - следуя из Швеции в Финляндию (по прибытии в Хельсинки). Никакого осмотра и ощупывания багажа, никаких металлоискателей и сдвинутых бровей контролеров не было ни на одном вокзале и ни на одном терминале. Путешественники спокойно входили в здания, отыскивали на табло нужный маршрут и свободно проходили к местам посадки.

В Петербурге мы тоже воспользовались электропоездом, следовавшем до Царского села. Сначала через рамку металлоискателя пропустили наши тела и мою крохотную сумочку, затем мы приложили билеты к сканеру при входе на перрон (предварительно дважды миновав строгих наблюдателей), далее в пути нас проконтролировали контролеры, но и этих трех барьеров оказалось недостаточно! При выходе на станции Царское село мы снова (!) прошли через турникеты, открывающиеся после прикладывания билета к сканеру. Разумеется, обратный путь сопровождался таким же четырехкратным контролем.

Все эти физические препоны и ограждения, которые создают толпы и задают направление их движения - для чего они? Чтобы обеспечить безопасность и порядок или создать впечатление заботы о них? Ни в Стокгольме, ни в Берлине, ни в Хельсинки, ни в других европейских городах, которые мы посетили, ничего подобного нет, однако безопасность и порядок благополучно существуют без всяких оградительных сооружений!

Я понимаю, что бывают ситуации, когда необходимо ввести временный запрет. В таком случае, на мой взгляд, надо вывесить объявление или донести до пользователей информацию.

Вот наглядный пример того, как на несколько часов было перекрыто автомобильное движение на нескольких улицах Хельсинки:

barier1_1.jpg

Никаких многотонных грузовиков, выставленных поперек проезжей части, или бетонных блоков, сдвинуть которые не под силу даже исполину - просто знак, понятный каждому автолюбителю.

Месяцем ранее подобную картину мы наблюдали на одной из главных магистралей Берлина: регулировщик просто указывал жестом, что дорога перекрыта.

barier2_1.jpg

Я думаю, что физические барьеры создают множество неудобств, провоцируя образование очередей, толп и массового беспокойства, а вот то, ради чего они воздвигаются, никак от них не зависит. Барьеры и ограждения, возникающие на каждом шагу, формируют атмосферу полуосадного положения, вызывают недоверие обывателей друг к другу, обеспечивают занятость охранных служб и создают благоприятные условия для карманных краж. Способствуют ли они безопасности - я не знаю.

Предупредить столпотворение и безбилетный проезд можно, используя методы наших европейских соседей. Надо просто поинтересоваться у них, как им удалось решить тот вопрос, с которым мы никак не можем справиться.

Возвращаясь к запеву, еще раз порадуюсь тому, что языкового барьера больше нет! Слово «нельзя», произнесенное с любой интонацией и четкостью, я понимаю прекрасно, а вот как «нельзя» по-английски, я не имею ни малейшего представления…

Tags: повседневность, путешествия
Subscribe

Posts from This Journal “путешествия” Tag

  • Апартаменты в Петербурге

    Гостиницу в Петербурге выбирала я. Правда, «выбирала» - это сильно сказано: я просто высказала пожелание жить на Невском неподалеку от Московского…

  • В нумера, или советы путешественникам

    Я понимаю, что королевские дворцы и памятники поэтам все уже видели многократно, и не стану докучать вам историческими подробностями. По сути, любая…

  • Чувство родины

    Наше путешествие продолжается, и вчера мы прибыли в Хельсинки. О деталях поездки, которые могут быть интересны, я доложу по возвращении, а сегодня…

  • Живые души

    Если бы не чепец, можно было бы уверенно сказать: я видела Коробочку! Но у моей попутчицы чепца не было, хотя было многое другое, что делало ее…

  • Прогулка по жизни

    Лет десять назад мы с мужем путешествовали по Европе с путеводителем, в котором моя рука предусмотрительно обвела локации, подлежащие обязательному…

  • Легкость бытия и путешествия

    Думаю, вы замечали такую закономерность: если нам хочется отправиться в путешествие, мы начинаем думать о нем заранее, нежно лелея всякую мысль,…

  • Жизнь после отпуска

    Отпуск… Даже такой, как у меня – с частью должностных обязанностей круглогодичного исполнения, отпуск – это особое состояние души и тела. Попадая в…

  • Я другой такой страны не знаю

    Как любитель железнодорожных путешествий со всей ответственностью заявляю: на этот раз мне очень повезло с попутчиками! Конечно, в фирменном поезде,…

  • Дойти до Рейхстага

    Среди огромного количества впечатлений от нашего путешествия я могу выделить одно главное – то, что привело к слому стереотипа. Речь – о Рейхстаге.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments