Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Путь к взаимопониманию или трата времени?

Можете отнестись к моим словам скептически (я не обижусь!), но мы действительно хотим, чтобы общение наших пациентов с нашими специалистами было конструктивным и приятным для обеих сторон. Мы этого не только хотим, но и предпринимаем определенные усилия для достижения поставленной цели, хотя уверенно заявить, что цель достигнута, пока не можем. Громких конфликтов у нас не бывает, но вот холодок взаимного недовольства изредка пролетает по больничному коридору…

Когда я рассказала своей знакомой, хорошо знающей работу медиков в европейских странах, о планах провести социально-психологические тренинги с персоналом (по этике и миролюбию), знакомая отнеслась к нашей затее скептически… Нет, она не сомневается в том, что мы реализуем задуманное грамотно и последовательно, но вот в устойчивом результате она продолжает сомневаться, игнорируя производственный блеск моих глаз…


Попытаюсь систематизировать ее аргументы и сформулировать причины, по которым она не верит в возможность установления элегантного взаимопонимания между нашим врачом и нашим пациентом.

По мнению моей знакомой (во всяком случае, когда я его сформулировала, она заявила, что думает именно так), характер взаимоотношений врача и пациента определяется еще до того момента, когда больной входит в кабинет.

Если социальный статус врача или психолога – это престижный статус высокооплачиваемого специалиста, то пациент заведомо относится к нему с уважением и пиететом. Такому специалисту не нужно суетиться, напрашиваясь на симпатию, и тщательно подбирать слова, обходя острые углы и потенциальные противоречия. Если же в массовом сознании врач воспринимается как представитель сферы обслуживания, обязанный угождать и лицедействовать, больной открывает дверь ногой – разумеется, не в прямом, а в переносном смысле.

Вторым фактором, влияющим на стиль коммуникации, является характер заболевания: пациент, страдающий неизлечимым или хроническим заболеванием (или родственник такого пациента), склонен к избирательному восприятию, то есть он реагирует не на все, что говорит и делает врач, а лишь на негативную информацию о здоровье и перспективах. Разумеется, его реакция тоже будет негативной, вне зависимости от того, сколько тренингов пройдет врач и насколько дружелюбно он будет настроен.

И последняя причина невозможности полного взаимопонимания между отечественными больными и врачами, по мнению моей знакомой, состоит в доступности медицинской помощи. Знакомая уверяет (и у меня есть все основания полагаться на ее заверения), что попасть на прием к врачу среднестатистическому европейцу в разы сложнее, чем жителю Москвы. Длинная и тернистая дорога к нужному специалисту создает некий ореол вокруг его образа – ореол, настраивающий пациента на уважение и благодарность.

Европейский пациент не станет провоцировать конфликт (и врачу, соответственно, не надо предупреждать появление конфликта), поскольку он осознает, что недовольство этим врачом повлечет за собой не замену «плохого» доктора на следующего, а отказ в продолжении лечения.

В связи с этим пациенту покажется целесообразным сдержать свое раздражение, усталость и агрессивность и приложить собственные усилия для того, чтобы общение с врачом было конструктивным.

Отчасти этот аргумент однажды подтвердил хирург, оперировавший меня год назад. В ходе обсуждения общих профессиональных проблем, он сказал: «В хирургии меньше капризничают, чем у вас там. Вы их избаловали, а у нас принцип простой: не нравится – до свидания!». Представив себя на месте пациента, которому требуется операция, а хирург говорит «до свидания», капризничать сразу перехочется – это верно!

Еще раз повторю: я систематизировала высказывания своей знакомой, хорошо знающей внутреннее устройство врачебной деятельности в европейских странах. Мы этого устройства не знаем, поэтому верим в успех тренингов коммуникации. А вы верите?


Вы верите в успех тренингов коммуникации?

Я уверен, что тренинги будут способствовать бесконфликтному общению
4(14.3%)
Учить надо не только врачей, но и пациентов
8(28.6%)
Воспитывать надо не врачей, а пациентов и их родственников
0(0.0%)
Отношение к врачу как к обслуге определяет характер взаимоотношений и делает бессмысленными и врачебные тренинги, и воспитание населения
16(57.1%)


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Что делать с психбольницами?

    Так получилось, что на этой неделе одновременно и последовательно проходит несколько конференций по психиатрии, и практически на каждой обсуждается…

  • Люди, которые достойны уважения

    Сколько и каким тоном ни говори «мы не проверка», когда в учреждение заявляется целая делегация психиатров, психологов и юристов, директор и…

  • Дама и собачка

    Как у каждого порядочного заместителя, у меня есть часы приема граждан, но граждане часов не наблюдают и приходят, когда считают нужным. Я не против…

  • Завтра едем

    Есть несколько тем, которые я предпочитаю обходить стороной, окружая их осторожным молчанием. Не в жизни, а в своем журнале. И вовсе не потому, что…

  • Как мы присуждали премию

    Довелось мне вчера принять участие в работе экспертного совета, определявшего победителей премии Правительства Москвы по медицине. Само по себе это…

  • О живительной силе похвалы

    Мне посчастливилось работать с людьми, которые умеют ценить чужие усилия и добрым словом отмечать результаты чужого труда. Я думаю, что такая…

  • Я до пяти

    Не знаю, как оно должно быть, но у меня границы между работой и не-работой давно стерлись. И речь не о том, что мои профессиональные знания и навыки…

  • Три главных вывода

    В течение двух дней, в четверг и в пятницу, я была на конгрессе по детской реабилитации. К сожалению, посетить все заседания и секции мне не удалось…

  • Опуская подробности

    У меня на основной и дополнительной работах происходит так много всего интересного, что желание поделиться впечатлениями (иногда – поучительными)…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments