Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Путь к взаимопониманию или трата времени?

Можете отнестись к моим словам скептически (я не обижусь!), но мы действительно хотим, чтобы общение наших пациентов с нашими специалистами было конструктивным и приятным для обеих сторон. Мы этого не только хотим, но и предпринимаем определенные усилия для достижения поставленной цели, хотя уверенно заявить, что цель достигнута, пока не можем. Громких конфликтов у нас не бывает, но вот холодок взаимного недовольства изредка пролетает по больничному коридору…

Когда я рассказала своей знакомой, хорошо знающей работу медиков в европейских странах, о планах провести социально-психологические тренинги с персоналом (по этике и миролюбию), знакомая отнеслась к нашей затее скептически… Нет, она не сомневается в том, что мы реализуем задуманное грамотно и последовательно, но вот в устойчивом результате она продолжает сомневаться, игнорируя производственный блеск моих глаз…


Попытаюсь систематизировать ее аргументы и сформулировать причины, по которым она не верит в возможность установления элегантного взаимопонимания между нашим врачом и нашим пациентом.

По мнению моей знакомой (во всяком случае, когда я его сформулировала, она заявила, что думает именно так), характер взаимоотношений врача и пациента определяется еще до того момента, когда больной входит в кабинет.

Если социальный статус врача или психолога – это престижный статус высокооплачиваемого специалиста, то пациент заведомо относится к нему с уважением и пиететом. Такому специалисту не нужно суетиться, напрашиваясь на симпатию, и тщательно подбирать слова, обходя острые углы и потенциальные противоречия. Если же в массовом сознании врач воспринимается как представитель сферы обслуживания, обязанный угождать и лицедействовать, больной открывает дверь ногой – разумеется, не в прямом, а в переносном смысле.

Вторым фактором, влияющим на стиль коммуникации, является характер заболевания: пациент, страдающий неизлечимым или хроническим заболеванием (или родственник такого пациента), склонен к избирательному восприятию, то есть он реагирует не на все, что говорит и делает врач, а лишь на негативную информацию о здоровье и перспективах. Разумеется, его реакция тоже будет негативной, вне зависимости от того, сколько тренингов пройдет врач и насколько дружелюбно он будет настроен.

И последняя причина невозможности полного взаимопонимания между отечественными больными и врачами, по мнению моей знакомой, состоит в доступности медицинской помощи. Знакомая уверяет (и у меня есть все основания полагаться на ее заверения), что попасть на прием к врачу среднестатистическому европейцу в разы сложнее, чем жителю Москвы. Длинная и тернистая дорога к нужному специалисту создает некий ореол вокруг его образа – ореол, настраивающий пациента на уважение и благодарность.

Европейский пациент не станет провоцировать конфликт (и врачу, соответственно, не надо предупреждать появление конфликта), поскольку он осознает, что недовольство этим врачом повлечет за собой не замену «плохого» доктора на следующего, а отказ в продолжении лечения.

В связи с этим пациенту покажется целесообразным сдержать свое раздражение, усталость и агрессивность и приложить собственные усилия для того, чтобы общение с врачом было конструктивным.

Отчасти этот аргумент однажды подтвердил хирург, оперировавший меня год назад. В ходе обсуждения общих профессиональных проблем, он сказал: «В хирургии меньше капризничают, чем у вас там. Вы их избаловали, а у нас принцип простой: не нравится – до свидания!». Представив себя на месте пациента, которому требуется операция, а хирург говорит «до свидания», капризничать сразу перехочется – это верно!

Еще раз повторю: я систематизировала высказывания своей знакомой, хорошо знающей внутреннее устройство врачебной деятельности в европейских странах. Мы этого устройства не знаем, поэтому верим в успех тренингов коммуникации. А вы верите?


Вы верите в успех тренингов коммуникации?

Я уверен, что тренинги будут способствовать бесконфликтному общению
4(14.8%)
Учить надо не только врачей, но и пациентов
8(29.6%)
Воспитывать надо не врачей, а пациентов и их родственников
0(0.0%)
Отношение к врачу как к обслуге определяет характер взаимоотношений и делает бессмысленными и врачебные тренинги, и воспитание населения
15(55.6%)


Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Без названия

    У нас такая работа, на которой постоянно что-то происходит. И дело не только в том, что мы работаем с людьми, а с людьми, особенно с больными, все…

  • Быть довольным полезно для здоровья

    Когда кто-то ворчит по поводу медицинского обслуживания в Москве, мне всегда хочется поинтересоваться, с каким идеалом они сравнивают то, чем…

  • Отчитаться по форме

    Сколько у нас отчетности, я вам передать не могу! И не потому, что это «военная тайна», а по причине того, что число отчетных форм и таблиц постоянно…

  • Вот так куча!

    О проекте «Печа-куча» я знала давно, но впервые увидела это замечательное мероприятие недавно – в парке «Зарядье». Суть проекта проста до восторга:…

  • Идеальный учитель: 6 главных черт

    Продолжая рассказ о прочитанной книге, попытаюсь сформулировать несколько принципиальных позиций. Удивительно, но эти позиции – универсальны и…

  • В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

    Прочитала на прошлой неделе одну чудесную книгу и теперь не могу понять: зачем нам министерство просвещения? То, какой должна быть система…

  • 1:0 в пользу костюма

    С приходом в нашу больницу нового руководства ее имидж преобразился – в самом прямом смысле слова. Если прежний главный врач ходил в белом халате, то…

  • Должно ли быть всё хорошо?

    Всякий раз, когда я читаю эмоционально окрашенное «обращение гражданина», я пытаюсь поставить себя на место заявителя и посмотреть на ситуацию его…

  • Чем занимаются терапевты?

    Всё. Теперь не знаю, как дожить до пенсии, чтобы завершить психологическую карьеру и стать звездой малого экрана. (Кстати, ничего не слышно по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments