Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

В «греческом» зале…

В Концертном зале Чайковского я была бесчисленное количество раз: в школьные годы посещала концерты по абонементу, потом – просто так. Многократно здесь проходили выступления хора, в котором пела моя дочка, которые преимущественно организовывались в дневное время. Одним словом, я была в этом чудесном зале и днем, и вечером, и в будни, и в выходные, но всякий раз, попадая в это пространство, я вспоминаю один эпизод, совершенно не связанный с музыкальным искусством.

Вот и в воскресенье, сидя на концерте Датского симфонического оркестра, я не могла освободиться от своих обычных воспоминаний.


chaikovsk1_1.JPG

Ситуация, продолжавшаяся несколько секунд и носившая исключительно бытовой характер, произвела на меня такое яркое впечатление, что я помню ее практически во всех деталях – в отличие от концертов, которые мне посчастливилось посетить.

Причем я помню не только фактическую часть ситуации, но и те мысли и эмоции, которые в ней испытала. Конечно, именно благодаря этим эмоциям в моей памяти запечатлелся совершенно никчемный эпизод.

Мне – примерно лет восемнадцать-девятнадцать, я сижу на балконе первого яруса в предвкушении встречи с чудесной музыкой (какой и в чьём исполнении, я, разумеется, не помню). Огромный зал практически весь заполнен, я во всех подробностях уже успела рассмотреть и потолок, и спины партерных зрителей, и скупой текст на своем билете… Последние минуты ожидания кажутся бесконечными…
Звук мобильного телефона никто не выключает, поскольку до появления мобильных телефонов остается еще несколько лет.

Слева от меня сидит дама культурного вида, справа – место свободно. Внезапно начинается легкий переполох: на свое место (то, которое справа от меня) выдвигается полная женщина с объемной сумкой. Необходимости пропускать ее к нужному месту у зрителей нет (так устроен балкон), но вслед за припозднившейся зрительницей плетется выразительный шлейф чесночного запаха и деликатные любители музыки морщат нос, не произнося ни слова – так же поступаю и я.

Добравшись до своего стула, чесночная дама начинает устраиваться таким образом, чтобы получить все виды удовольствия: и акустическое, и телесное, и вкусовое. Последнее обеспечивается конфеткой, которую зрительница извлекает со дна сумки и нетерпеливо разворачивает.

И тут слева от меня раздается раздраженный женский голос: «Как Вам не стыдно?! Идете на концерт и наедаетесь чеснока!». Окружающие (в том числе и я) молчат, но эта молчаливая поддержка вдохновляет культурную даму слева на ряд упреков в адрес чесночной дамы справа. Я испытываю неловкость почему-то за них обеих, но вижу, что чесночная дама признает, что культурная зрительница права: она начинает прикрывать рот ладонью, но двукратная отрыжка предательски обнаруживает обеденные грехи…

Я не могу дождаться, когда же начнется концерт, потому что понимаю, что музыка разом прекратит эти выяснения. Но музыка молчит…

Устав быть предметов общественного осуждения, чесночная дама начинает оправдываться: мол, я сало и борщ ела, а что за борщ и сало без чеснока, это уже и не борщ, и не сало, а черт знает что такое!

В итоге, конечно, начался концерт, и к аромату переваренного чеснока мы постепенно принюхались, но эта сценка запечатлелась в моей памяти на несколько десятилетий! Не знаю, почему, но мне жаль обеих дам – и культурную, и чесночную. Мне вообще жаль людей. Люди – чрезвычайно слабые существа, которые не защищены ни от нападок себе подобных, ни от собственных пороков, и, пожалуй, второе представляет для них наибольшую опасность…

Сейчас, конечно, всё по-другому: чеснок никто не ест и замечания друг другу не делает. Сейчас самое серьезное преступление, которое может совершить любитель музыки – забыть выключить звук телефона.

Теперь в антракте публика не кидается в буфет, а стоит в фойе, обсуждая услышанную музыку.

chaikovsk2_1.jpg

Исполнители используют перерыв не для того, чтобы подучить партитуру, а с целью фотографирования.

chaikovsk3_1.JPG

В воскресенье я намеренно села на балкон первого яруса в надежде забыть ту давнишнюю историю, но не тут-то было: все детали в моей памяти живы и здоровы!

chaikovsk4_1.JPG

Буду ходить в «греческий зал» (непременно на балкон первого яруса!) до тех пор, пока он не прекратит ассоциироваться у меня с чесночной дамой!

Tags: личное, повседневность
Subscribe

Posts from This Journal “личное” Tag

  • Библиофил

    Поскольку я никогда не «читала запоем», назвать себя книголюбом, или библиофилом, я не могу. Мне всегда казалось, что книголюб – это человек, который…

  • Без названия

    У нас такая работа, на которой постоянно что-то происходит. И дело не только в том, что мы работаем с людьми, а с людьми, особенно с больными, все…

  • К вопросу о доверии

    Докладываю, как и обещала: экземпляр журнала с моей статьей доставлен Валентиной в больницу, где я работаю, и передан мне секретарем. Всё – больше…

  • Каждый день на том же месте

    Поскольку я – не единственная, кто в будни выходит из дома примерно в одно и то же время и идет на работу одним и тем же маршрутом, по дороге мне…

  • Доверяй и не проверяй!

    Все-таки доверять людям – выгодно! Выгодно для своих нервов и качества сна. Недоверие портит настроение, отвлекает от великих идей и всячески норовит…

  • Волонтерство: личные наблюдения

    В последнее время я с большим интересом наблюдаю за таким социально-психологическим явлением как волонтерство. Причем наблюдать за ним мне…

  • Мой любимый капитан

    В детстве у меня не было телевизора. Точнее, его не было у моих родителей и, как следствие - у меня. Отсутствие телевизора не было выражением…

  • Два подарка

    На прошлой неделе я получила два совершенно замечательных подарка: один – в качестве благодарности за высланную книжку, второй – на юбилей, который…

  • Тридцать лет тому назад

    1988 год стал кульминацией перестройки, демократизации и дефицита. Никакого диктата власти и призывов гнаться за призраком коммунизма, никаких…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments