Главным источником беспокойства организаторов городской жизни был вопрос: как представить наезд автомобиля на пешеходов – как досадное недоразумение или злостную выходку? И, хотя это, несомненно, вопрос текущей конъюнктуры, он обратил на себя внимание, несмотря на то, что главным, конечно, было волнение по поводу судьбы пострадавших.
Да, очень нехорошо вышло: не только с общечеловеческой точки зрения, но и с политической.
Сначала появилась информация, что таксист был пьян, потом – ее опровержение и новая версия «уснул за рулем», но главная мысль – «наехал ненамеренно» - подчеркивалась многократно.
На самом деле, такая изменчивость выводов подтверждает некоторую растерянность официальных информаторов и не вызывает к ним доверия.
Что послужило причиной происшествия, должно установить следствие. Я уверена, что всем пострадавшим окажут максимальную помощь, поскольку на кону – не только их самочувствие, но и имидж страны.
Однако есть момент, на который хочется обратить внимание – подготовка водителя, представленная в виде его водительского удостоверения. По моему представлению (возможно, ошибочному), таксист – это профессия, и тот, кто устраивается на работу в такси, должен не только иметь любительское право водить машину, но и определенный уровень профессиональной подготовки. Я не была в Киргизии, и не знаю, насколько киргизские дороги похожи на московские, но что-то мне подсказывает, что прежде чем доверять человеку потенциально опасный механизм, надо оценить возможности этого человека вести себя адекватно и профессионально. Представьте, что командиром воздушного судна назначат любителя, который где-то прошел краткий курс фаната неба! Такое, к счастью, невозможно.
Важная опция – понимание необходимости неукоснительного соблюдения правил (а не только наличие теоретических представлений о них) – должна быть обязательной для профессиональных участников движения (для непрофессиональных – тоже, но их сложнее контролировать). Когда я вижу, как таксист нарушает правила, я испытываю не только удивление, но и внутренний протест, поскольку таксист на дороге – это человек, находящийся при исполнении должностных обязанностей! Он не только обязан жить по правилам, но и должен являться неким примером для любителей.
Сейчас мне хочется, чтобы поправились все пострадавшие (1), а инцидент был расследован объективно и тщательно (2).
Но не менее важный по значимости вопрос – обеспечение безопасности на дорогах. Этот вопрос - обывательский, но именно он касается каждого горожанина. Каждый волен выбирать профессию и мечтать работать в Москве по навигатору, но столичные власти обязаны заниматься профессиональным отбором и контролем.