Примерно то же самое можно наблюдать в большинстве коллективов: люди, чей функционал соприкасается, готовы предъявлять друг другу претензии больше, чем сотрудники, не вовлеченные в одну задачу. Мне это кажется странным, как и всё остальное, приводящее к «войнам» в широком смысле слова.
В то же время совершенно очевидно, что такая закономерность – враждовать в первую очередь с тем, кто находится близко – обусловлена объективными факторами. Просто так отменить ее невозможно! Сколько не увещевай коллег и императоров «живите дружно», коллеги и императоры враждовать не перестанут.
И поэтому я – за нейтралитет.
Не можешь относиться к «соседу» снисходительно – займи нейтральную позицию. Это – не просто, но – возможно.
Меня нередко вовлекают в конфликт две или три противоборствующие стороны. Как правило, я имею четкое представление (разумеется, субъективное) о том, «кто виноват» и «что делать», но многолетний опыт улаживания чужих распрей доказал, что самым честным и перспективным для враждующих сторон является мой нейтралитет.
Нейтралитет нередко расценивается как удел слабых, и это представление логически вытекает из убежденности, что сильный и агрессивный – синонимичные понятия. Сохраняя нейтральность, я не стану спорить с глупцами и просто продолжу свои рассуждения.
Нейтралитет – это этическая позиция, которая не исключает собственного мнения, сочувствия к стороне, расцениваемой как пострадавшая, и многого другого, что характеризует личную позицию. И между тем нейтральный человек, сообщество или страна отказывается предоставлять одной из сторон или обеим сторонам конфликта свое «оружие», включая знания и опыт. Усилия нейтральной стороны (в значительной мере пассивные) направлены на восстановление мира, а не на установление справедливости.
Тот, кто исповедует нейтралитет, должен уметь отстраниться от дележки и стать незаинтересованным в том или ином исходе дела. Только так можно сохранить ясность ума и взвешенность помыслов. Именно принцип нейтральности позволяет не привносить в уже существующую проблему новые противоречия, и только наше нейтральное отношение может способствовать восстановлению мира.
Посмотрите на маленькую Швейцарию. Разумеется, ее нейтралитет – не ее собственный выбор, а решение, принятое узким кругом сильных стран, но ведь это так элегантно – быть Швейцарией!