Мы потребляем все, что нас прямо или косвенно вынуждают потреблять, и пропорционально потребленному производим безумные объемы отходов, часть из которых, к слову, еще могла бы долго служить человеку. Гонка потребления и сопровождающая ее вакханалия выделения начались после Второй мировой войны – вероятно, как компенсаторный ответ на лишения военного времени. И вскоре стали раздаваться взволнованные голоса…
Основная масса потребителей их не услышала, а стимуляция нового образа жизни, связанного с преувеличением значения материального благополучия и престижа, продолжилась.
За десятилетия был выращен новый тип личности – потребитель, который с раннего возраста приучен хотеть все, что объявлено атрибутом успешности, а во второй половине жизни начинает вести раздельный сбор мусора. Потребитель удовлетворяется иллюзией экологической чистоты, тревожно отворачиваясь от реалий. Вытесняя из своего технологично обставленного пространства грязь, он даже не задумывается над тем, что, в принципе, можно просто меньше мусорить!
И вот обывателя начинают пугать неизбежными катастрофами и подводить к мысли о необходимости отказа от привычной схемы потребления и выработанных годами социальных установок. Утопичность идеи обнаруживается быстрее, чем ожидалось, и временный отказ завершается новым витком потребления (так, как это и случается с людьми, некоторое время посидевшими на жесткой диете).
Часть населения сходит с дистанции раз и навсегда, часть - успокаивается минимализмом. Уменьшение объемов купленного приводит к формированию нового стиля жизни - предметного минимализма с его элегантным стремлением к простым формам повседневного бытия. В один прекрасный (действительно прекрасный!) день гражданин обнаруживает, что три четверти имущества ему просто не нужны! Он отчаянно ищет того, кому можно подарить обнаруженные излишки, и, не найдя достойных претендентов на свою собственность, свозит всё на дачу…
Упростив потребление, гражданин может столкнуться с еще одной проблемой (помимо утилизации излишков): куда девать время, которое ранее он проводил в ресторанах и магазинах? Разумеется, его можно инвестировать в общение, размышления и творчество, но такие инвестиции предполагают целый ряд способностей, куда более сложных, чем способность открыть кошелек.
С учетом того, что обладание материальными символами престижа дает обывателю ощущение жизненного успеха, повышает его самооценку и настроение, а неудачи в общении, отсутствие собственных мыслей и отсутствие творческого потенциала могут вызвать огорчение и нравственную изжогу, вывод «выделял и буду выделять» формулируется сам собой…