Я даже не знаю, какое явление из двух интереснее: советская сатира или ее зритель? Иногда мне кажется, что второе…
Советская сатира – удивительный феномен, поскольку она высмеивала проделки второстепенных персонажей и социальные пороки так, чтобы не затрагивать основ системы и не вызывать у слушателей отчаяния и мыслей о необходимости коренных перемен. В известных сатирических монологах высмеивались мелкие пороки, которые выглядели хоть и неприглядно, но весьма безобидно. Нахохотавшись, зритель должен быть покинуть зал с твердым убеждением в правильности избранного пути и уверенностью, что все трудности носят временный характер.
Бракоделы, пьяницы, бюрократы, приверженцы мелкобуржуазных ценностей не казались злодеями, которых следует сурово наказать. Они были вполне безобидными «плохишами», нуждающимися в терпеливом перевоспитании. Критиковать следовало элементы строя, но не сам строй, и каждый сидящий в зале зритель должен был понимать: временный дефицит товаров – это плохо, но социализм – это хорошо.
Если я правильно помню, в советский период были темы и персоны, над которыми можно было смеяться, и был обозначен контент, не подлежащий сатирическому переосмыслению. Цензура работала жестко, но всегда оставалась в тени. Например, гротескный образ генсека со знаменитым «сиськимасиськи», высмеивающим дизартричное брежневское «систематически», появился только после смерти прототипа, а высмеивать Ленина и ленинизм вообще было недопустимо (о политических анекдотах и самиздате я сейчас не говорю – только о советской эстраде).
Если у вас будет пять свободных минут, посмотрите монолог в исполнении Хазанова. Интересно, покажется ли он вам таким же смешным, как показался мне и моей заморской подружке?