Особое отношение к этому месту сочетается у меня с любовью к чтению трудов В.П. Сербского. Самая любимая книга – учебник 1912 года – 654 страницы прекрасного текста, который я читаю как увлекательный роман.

Интересно, что в 1912 году Сербский дал полное объяснение факту, сохраняющему свою актуальность: число душевно больных заметно увеличивается с каждым годом. Его современники связывали негативную тенденцию с влиянием цивилизации, указывая, что процент психически больных в цивилизованных странах выше, чем в нецивилизованных. Так ли это? И если да, то почему? В.П.Сербский пишет:
1. регистрация душевно больных в настоящее время ведется гораздо точнее и правильнее, чем в прежнее время, поэтому цифры, служащие для сравнения и выводов, обладают неодинаковой степенью достоверности;
2. благодаря улучшению специальных больниц население относится к ним с гораздо большим доверием и охотнее помещает в них больных;
3. вследствие лучшего ухода за больными средняя продолжительность жизни несомненно увеличивается;
4. благодаря научному развитию психиатрии и все большему распространению соответствующих познаний в обществе к числу душевно больных относят таких лиц, которые прежде не считались таковыми;
5. постепенно возрастает общая численность населения, а культурные условия ослабляют естественный отбор, представляя благоприятную сферу и для развития слабейших.
Очень интересны суждения Сербского о том, как политические события влияют на заболеваемость психическими расстройствами:
«Заслуживает внимания интересный факт, что во время политических переворотов, так же как общественных бедствий, число душевно больных как будто уменьшается, но зато с прекращением их обыкновенно возрастает. Объяснение этого кроется в том, что крупные общественные движения привлекают к себе большее количество неустойчивых, дегенеративных лиц, которые принимают в них самое деятельное участие и нередко даже становятся во главе их. Перевороты служат как бы отвлекающим средством для дегенератов.
Влияние революционных эпох несомненно отражается на душевном здоровье всего населения. На этом основании еще в середине XIX века был выделен «политический психоз», или «революционный психоз». Это название не имеет своей целью установить какую-либо особую клиническую форму болезни, а лишь указывает на связь с определенным причинным моментом. Однако нельзя отрицать, что для небольшой части лиц дегенеративных, психастеников, истеричных высокий революционный подъем оказывает даже пользу в виде отвлечения от тех или других болезненных явлений: здесь революция является своего рода психотерапией. В неизмеримо более резкой форме выступают, конечно, неблагоприятные последствия».
До ближайшей волны «политических психозов» оставалось ровно 5 лет.
Если хотите почитать об этом подробнее, обращайтесь на склад:
