Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

New-пионеры и new-комсомольцы

У всего мало-мальски солидного должен быть логотип и фирменный стиль. Ну, может быть, не у всего (первое предложение я написала для затравки разговора), однако большинство организационных структур стремятся к внешнему оформлению своей деятельности в виде всевозможной атрибутики: логотипа, слогана и кучи ненужной продукции с их изображениями.

Над созданием всего вышеперечисленного трудятся дизайнеры, причем некоторым из них удается создать нечто действительно интересное с эстетической и идеологической точек зрения одновременно.


В советские годы такой художественно-изобразительной деятельности придавалось огромное значение, потому что воздействие визуальных образов на умы и сердца населения всегда учитывалось властью.

Большинство символов СССР быстро «уходили в народ», утрачивая свои авторские истоки, и тем не менее у каждого символа был автор, а у автора – права на свое творение.

О юридическом статусе авторского права на художественные произведения общество задумалось много позже, но это, разумеется, не отменяет имущественных и неимущественных прав советских авторов. В связи с этим возникает вопрос о правомерности современного использования общеизвестных символов советского периода – правомерности юридической и нравственной.

Допустим, одно лечебное учреждение берет известный всем нам пионерский значок и вместо «Будь готов!» скромно пишет: «Психбольница номер двести». И выпускает кучу таких «обновленных» значков, а также кучу футболок с изображением «пионерского» значка своей психбольницы, и кучу блокнотиков с тем же символом на обложке. А что? Они, как пионеры – всегда на что-нибудь готовы!

Это допустимо?

А красиво?

Многие новоиспеченные «дизайнеры» забывают, что практически все произведения охраняются авторским правом с момента их создания, не требуя соблюдения формальностей. Если нам, предположим, неизвестен автор значка ВЛКСМ 1958 года выпуска, это не значит, что у значка нет автора. И нарушением авторского права является любое использование - вне зависимости от того, получает ли нарушитель прибыль или нет.

Тот факт, что октябрятскими/пионерскими/комсомольскими значками завалены все блошиные рынки, не переводит дизайн значка в «общественное достояние» и не дает прав на самовольное использование символики, в том числе – на его «переработку».

Любой юрист подтвердит: производные произведения, созданные без разрешения авторов оригинала, являются нарушением авторских прав.

Нет, я, разумеется, понимаю, почему кто-то использует готовый («раскрученный») бренд, а не создает свою идею: чтобы создать идею, надо потрудиться куда значительнее, чем «перепеть» всем известное произведение. И тем не менее…

Если некое общественное объединение (никому неизвестное, местечковое) использует советский символ (допустим, значок) и вписывает в него свое название вместо оригинального, как это следует расценивать? Вероятно, оно не просто так выбирает именно этот символ - оно тем самым хочет присвоить себе и тот ореол, которым когда-то была окружена комсомольская жизнь (или пионерская – не суть важно).

Понятно, что никто не будет активно возражать против такого рекламного акта, однако - как к этому следует относиться?

Можно отметить несколько вариантов ответа:

Как к этому следует относиться?

Как к нарушению авторского права с юридической точки зрения
6(28.6%)
Как к нарушению авторского права с моральной точки зрения
7(33.3%)
Как к неспособности создать что-то оригинальное
6(28.6%)
Как к проявлению горячей любви к советскому прошлому
1(4.8%)
Как к детской непосредственности
1(4.8%)



Tags: заметки
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Не вижу смысла

    После долгого перерыва под благотворным влиянием весеннего солнышка и расслабленности курортного городка я зашла на сайт развлечений. Сайт исправно…

  • С какой стороны посмотреть

    Недавно у нас внезапно выпал снег; в разгар весны, которая казалась необратимой. Конечно, жители сразу надулись, и только детвора радовалась…

  • Никаких ограничений

    То ли мы – страна, победившая ковид, то ли – загадочная русская душа. Третьей альтернативы я придумать не могу, но как-то объяснить эту странную…

  • Иммунитет после прививки: промежуточный отчет

    Поскольку я обещала держать вас в курсе всех последствий вакцинации от ковида, пришло время доложить о промежуточных достижениях. Итак, с момента…

  • Апроприация

    Всем знакомо слово «экспроприация». Его часто употребляли большевики, изымавшие чужое имущество. А слово «апроприация» вам знакомо? Апроприация –…

  • Спутник V: побочные эффекты

    О том, что любая вакцинация может сопровождаться повышением температуры и смежными с этой неприятностью симптомами, теперь известно всем. В период…

  • Спутник V: вторая доза

    Старательно следуя всем предписаниям, мы дождались второй вакцинации. Двадцать один день между первой и второй дозами пролетел очень быстро. За это…

  • Зашел или не зашел?

    На этот пост меня вдохновило короткое замечание коллеги. Если бы мы с коллегой были в отношениях, хотя бы на один сантиметр более формальных, я бы…

  • Самое лучшее поколение

    Наблюдая за поколением моей дочери – теми, кому сейчас 30 лет, я не перестаю восхищаться, как они умны. Именно умны - никак иначе. Этому поколению…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments