Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Categories:

Жертвы демократии

Я тут ненароком решила загрустить. Не просто так, разумеется, а по поводу. И повод для грусти у меня легко отыскался в производственной сфере.
Начну издалека, но не сильно далекого, чтобы не утомлять вас экскурсами в нашу историю.

Раньше, лет десять-пятнадцать назад, отношения врача и пациента, так же как и отношения медицинского учреждения в целом и больного, были строго вертикальными, причем врач и больница всегда находились сверху этой коммуникативной вертикали, а пациенты – снизу. Такой подход назывался патерналистским, то есть предполагающим, что врач, как отче наш, всегда прав, а пациент, как неразумное дитя, должен внимать ему с великим уважением.


Прошло время и наступила демократия. Нет – «демократия»! Теперь отношения между теми, кто помощь оказывает, и теми, кто ей пользуется, стали сугубо горизонтальными: все всем равны, как сестры и братья, и живут в одной плоскости. Подход стали называть партнерским, то есть предполагающим равную вовлеченность в лечебный процесс и равную ответственность. Идея отличная и перспективная! Особенно если оба партнера готовы к симметричным отношениям и сопоставимы по уровню ответственности.

Разумеется, партнерский подход не предполагает, что больной в вопросах медицины будет столь же компетентным, как врач, но вот активную и осмысленную позицию он занимать должен.

К слову, интеллигентные пациенты - замечательные партнеры, лечение которых действительно становится совместной деятельностью с высокой степенью эффективности затраченных усилий.

А что делать с… менее интеллигентными товарищами? С ними, конечно, приходится устанавливать «старые» отношения, поскольку от «новых» они категорически отказываются.

Однако горизонтальные отношения окончательно и бесповоротно привели к тому, что медицина стала восприниматься как служба быта, основным принципом которой является презумпция правоты «клиента».

Возможно, это правильно… Для сферы обслуживания.

Одним из новшеств стала необходимость прямого диалога с «пользователями», которых в соцсетях часто называют «пациентским сообществом». С пациентским сообществом принято дружить и принимать совместные решения, что, по сути, правильно, потому что никто лучше пациентов не знает, чего им хочется.

Теперь каждая поликлиника, больница, медицинский центр обязаны иметь свои страницы в разных социальных сетях, и на этих страницах они должны не только повествовать о своих успехах, но и терпеливо и корректно отвечать всякому, кто задаст вопрос или бросит реплику. Желательно – оперативно.

На одной из профессиональных встреч, посвященных активности учреждений в соцсетях, мои коллеги (из других учреждений) пожаловались на тон, с которым к ним обращаются так называемые «пользователи»: требовательный тон с несокрушимой убежденностью в своем праве давать оценки тому, в чем человек не разбирается. Смысл в том, что любой может выплеснуть свое недовольство, или свои подозрения, или иное свое негативное отношение, не давая себе труда в аргументации или корректности.

Одним словом, после этой встречи я случайно загрустила.

Не одна, а – с единомышленниками (с единомышленниками всегда грустить веселее!).

Вот, - думаем грустно мы, - что это за демократия такая? Это же не демократия, а наглость, черт побери! Если мы, связанные должностными узами, должны перед ними учтиво расшаркиваться, а они нам, развязанные уровнем своей культуры, могут писать все что ни попадя, то какая же это демократия?

И стали некоторые вспоминать «как хорошо было раньше»…

А как раньше было? Хозяин сказал – все «под козырек»! И никакой демократии – сплошная диктатура.

Ну, посидели мы, жертвы демократии, поохали и разошлись улыбаться и учтиво кланяться по своим социальным страницам…

А потом я случайно увидела прекрасное высказывание Бертрана Рассела: «При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править». Пусть лучше «голосуют», в самом деле! Хоть наглостью своей, хоть потребительским экстремизмом. Все лучше, чем править захотят…


Tags: заметки, профессия
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Тяжелая жизнь элиты

    В свою последнюю прогулку по набережным я обратила внимание на один жилой комплекс, который окнами выходит на реку и позиционируется как элитный. И…

  • Без дольчи, без габанны…

    На следующую субботу, 30 октября, у меня был запланирован первый визит в бассейн. Почему именно на субботу, и почему на 30-е число, объяснять не…

  • Не только про чай

    Отвечая на комментарии к посту о доступности кофе, я пообещала одному читателю зайти в наш легендарный магазин и справиться об определенной марке…

  • Может ли критика быть полезной

    Не знаю, как на вас, а на меня похвала и поддержка оказывают более действенное стимулирующее воздействие, чем осуждение и сравнение с преуспевающими…

  • Начать с нуля

    Недавно один из читателей взялся негодовать по поводу того, что я не интересуюсь его аккаунтом. Он узнал об этом после моего публичного признания,…

  • Сказка на день

    В одном крошечном мегаполисе жили-были разные люди, и среди них – три приятельницы, связанные не столько эмоциональной близостью, сколько…

  • Навстречу друг другу

    Моя роль в ЖЖ определена раз и навсегда: я – писатель, а не читатель. Я не читаю никакие блоги не потому, что нет интересных, а из-за недостатка…

  • Одобряю и не одобряю

    На днях я почти случайно оказалась в закусочной, в которой не была с начала пандемии. На фоне фактической отмены всех ограничений, призванных…

  • Нужное подчеркнуть

    Все люди – одинаковые/разные (нужное подчеркнуть). Я думаю, что любой может сделать выбор и предпочесть одно из суждений: «все люди одинаковые» или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Тяжелая жизнь элиты

    В свою последнюю прогулку по набережным я обратила внимание на один жилой комплекс, который окнами выходит на реку и позиционируется как элитный. И…

  • Без дольчи, без габанны…

    На следующую субботу, 30 октября, у меня был запланирован первый визит в бассейн. Почему именно на субботу, и почему на 30-е число, объяснять не…

  • Не только про чай

    Отвечая на комментарии к посту о доступности кофе, я пообещала одному читателю зайти в наш легендарный магазин и справиться об определенной марке…

  • Может ли критика быть полезной

    Не знаю, как на вас, а на меня похвала и поддержка оказывают более действенное стимулирующее воздействие, чем осуждение и сравнение с преуспевающими…

  • Начать с нуля

    Недавно один из читателей взялся негодовать по поводу того, что я не интересуюсь его аккаунтом. Он узнал об этом после моего публичного признания,…

  • Сказка на день

    В одном крошечном мегаполисе жили-были разные люди, и среди них – три приятельницы, связанные не столько эмоциональной близостью, сколько…

  • Навстречу друг другу

    Моя роль в ЖЖ определена раз и навсегда: я – писатель, а не читатель. Я не читаю никакие блоги не потому, что нет интересных, а из-за недостатка…

  • Одобряю и не одобряю

    На днях я почти случайно оказалась в закусочной, в которой не была с начала пандемии. На фоне фактической отмены всех ограничений, призванных…

  • Нужное подчеркнуть

    Все люди – одинаковые/разные (нужное подчеркнуть). Я думаю, что любой может сделать выбор и предпочесть одно из суждений: «все люди одинаковые» или…