Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Жертвы демократии

Я тут ненароком решила загрустить. Не просто так, разумеется, а по поводу. И повод для грусти у меня легко отыскался в производственной сфере.
Начну издалека, но не сильно далекого, чтобы не утомлять вас экскурсами в нашу историю.

Раньше, лет десять-пятнадцать назад, отношения врача и пациента, так же как и отношения медицинского учреждения в целом и больного, были строго вертикальными, причем врач и больница всегда находились сверху этой коммуникативной вертикали, а пациенты – снизу. Такой подход назывался патерналистским, то есть предполагающим, что врач, как отче наш, всегда прав, а пациент, как неразумное дитя, должен внимать ему с великим уважением.


Прошло время и наступила демократия. Нет – «демократия»! Теперь отношения между теми, кто помощь оказывает, и теми, кто ей пользуется, стали сугубо горизонтальными: все всем равны, как сестры и братья, и живут в одной плоскости. Подход стали называть партнерским, то есть предполагающим равную вовлеченность в лечебный процесс и равную ответственность. Идея отличная и перспективная! Особенно если оба партнера готовы к симметричным отношениям и сопоставимы по уровню ответственности.

Разумеется, партнерский подход не предполагает, что больной в вопросах медицины будет столь же компетентным, как врач, но вот активную и осмысленную позицию он занимать должен.

К слову, интеллигентные пациенты - замечательные партнеры, лечение которых действительно становится совместной деятельностью с высокой степенью эффективности затраченных усилий.

А что делать с… менее интеллигентными товарищами? С ними, конечно, приходится устанавливать «старые» отношения, поскольку от «новых» они категорически отказываются.

Однако горизонтальные отношения окончательно и бесповоротно привели к тому, что медицина стала восприниматься как служба быта, основным принципом которой является презумпция правоты «клиента».

Возможно, это правильно… Для сферы обслуживания.

Одним из новшеств стала необходимость прямого диалога с «пользователями», которых в соцсетях часто называют «пациентским сообществом». С пациентским сообществом принято дружить и принимать совместные решения, что, по сути, правильно, потому что никто лучше пациентов не знает, чего им хочется.

Теперь каждая поликлиника, больница, медицинский центр обязаны иметь свои страницы в разных социальных сетях, и на этих страницах они должны не только повествовать о своих успехах, но и терпеливо и корректно отвечать всякому, кто задаст вопрос или бросит реплику. Желательно – оперативно.

На одной из профессиональных встреч, посвященных активности учреждений в соцсетях, мои коллеги (из других учреждений) пожаловались на тон, с которым к ним обращаются так называемые «пользователи»: требовательный тон с несокрушимой убежденностью в своем праве давать оценки тому, в чем человек не разбирается. Смысл в том, что любой может выплеснуть свое недовольство, или свои подозрения, или иное свое негативное отношение, не давая себе труда в аргументации или корректности.

Одним словом, после этой встречи я случайно загрустила.

Не одна, а – с единомышленниками (с единомышленниками всегда грустить веселее!).

Вот, - думаем грустно мы, - что это за демократия такая? Это же не демократия, а наглость, черт побери! Если мы, связанные должностными узами, должны перед ними учтиво расшаркиваться, а они нам, развязанные уровнем своей культуры, могут писать все что ни попадя, то какая же это демократия?

И стали некоторые вспоминать «как хорошо было раньше»…

А как раньше было? Хозяин сказал – все «под козырек»! И никакой демократии – сплошная диктатура.

Ну, посидели мы, жертвы демократии, поохали и разошлись улыбаться и учтиво кланяться по своим социальным страницам…

А потом я случайно увидела прекрасное высказывание Бертрана Рассела: «При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править». Пусть лучше «голосуют», в самом деле! Хоть наглостью своей, хоть потребительским экстремизмом. Все лучше, чем править захотят…


Tags: заметки, профессия
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Ни ответа, ни привета

    Наш профком всерьез задумался о новогоднем празднике (в просторечье – корпоративе). Пока мы с коллегами из детских отделений придумываем сценарий…

  • Наклонись - и будешь счастлив

    Нет ничего проще, чем быть счастливым. Если для того, чтобы быть здоровым, образованным и щедрым нужно приложить усилия и иметь определенные задатки,…

  • Открытая планировка

    Наконец-то. Наконец-то новые соседи начали ремонт, а то у нас в подъезде целую неделю никто не ремонтировался. Квартира напротив, через лестничную…

  • Хэллоуин в собесе

    Воскресным утром, взяв чашечку кофе, я удобно расположилась у ноутбука в предвкушении свежих новостей. Вообще новости, которые выносятся в…

  • Один чудесный вечер

    Вчера меня пригласили в Кремль. Да-с, вот так! Ну, пригласили - это значит выдали приглашение. А что? Разве не пригласили? Если бы не собирались…

  • Заплати два раза и спи спокойно

    Помните, как я беспокоилась о том, что мои налоги (немалые и исправно выплачиваемые!) идут не на те цели, на которые я бы хотела их употребить? Так…

  • Схватка между городом и деревней

    А вы говорите «коммунизм не построили…». Да что там коммунизм – город с деревней помирить не смогли! А ведь хотели и планировали, и даже специальное…

  • Жителям захолустий посвящается…

    Обсуждение моего недавнего поста про ласкательно-уменьшительные суффиксы неожиданно дополнилось легкой дискуссией о том, является ли оскорбительным…

  • Вот и верь теперь газетам…

    О том, как одна газета пообещала мне золотые горы и прочие социально-ориентированные удовольствия, сопряженные со старением, я уже рассказывала.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments