Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Жертвы демократии

Я тут ненароком решила загрустить. Не просто так, разумеется, а по поводу. И повод для грусти у меня легко отыскался в производственной сфере.
Начну издалека, но не сильно далекого, чтобы не утомлять вас экскурсами в нашу историю.

Раньше, лет десять-пятнадцать назад, отношения врача и пациента, так же как и отношения медицинского учреждения в целом и больного, были строго вертикальными, причем врач и больница всегда находились сверху этой коммуникативной вертикали, а пациенты – снизу. Такой подход назывался патерналистским, то есть предполагающим, что врач, как отче наш, всегда прав, а пациент, как неразумное дитя, должен внимать ему с великим уважением.


Прошло время и наступила демократия. Нет – «демократия»! Теперь отношения между теми, кто помощь оказывает, и теми, кто ей пользуется, стали сугубо горизонтальными: все всем равны, как сестры и братья, и живут в одной плоскости. Подход стали называть партнерским, то есть предполагающим равную вовлеченность в лечебный процесс и равную ответственность. Идея отличная и перспективная! Особенно если оба партнера готовы к симметричным отношениям и сопоставимы по уровню ответственности.

Разумеется, партнерский подход не предполагает, что больной в вопросах медицины будет столь же компетентным, как врач, но вот активную и осмысленную позицию он занимать должен.

К слову, интеллигентные пациенты - замечательные партнеры, лечение которых действительно становится совместной деятельностью с высокой степенью эффективности затраченных усилий.

А что делать с… менее интеллигентными товарищами? С ними, конечно, приходится устанавливать «старые» отношения, поскольку от «новых» они категорически отказываются.

Однако горизонтальные отношения окончательно и бесповоротно привели к тому, что медицина стала восприниматься как служба быта, основным принципом которой является презумпция правоты «клиента».

Возможно, это правильно… Для сферы обслуживания.

Одним из новшеств стала необходимость прямого диалога с «пользователями», которых в соцсетях часто называют «пациентским сообществом». С пациентским сообществом принято дружить и принимать совместные решения, что, по сути, правильно, потому что никто лучше пациентов не знает, чего им хочется.

Теперь каждая поликлиника, больница, медицинский центр обязаны иметь свои страницы в разных социальных сетях, и на этих страницах они должны не только повествовать о своих успехах, но и терпеливо и корректно отвечать всякому, кто задаст вопрос или бросит реплику. Желательно – оперативно.

На одной из профессиональных встреч, посвященных активности учреждений в соцсетях, мои коллеги (из других учреждений) пожаловались на тон, с которым к ним обращаются так называемые «пользователи»: требовательный тон с несокрушимой убежденностью в своем праве давать оценки тому, в чем человек не разбирается. Смысл в том, что любой может выплеснуть свое недовольство, или свои подозрения, или иное свое негативное отношение, не давая себе труда в аргументации или корректности.

Одним словом, после этой встречи я случайно загрустила.

Не одна, а – с единомышленниками (с единомышленниками всегда грустить веселее!).

Вот, - думаем грустно мы, - что это за демократия такая? Это же не демократия, а наглость, черт побери! Если мы, связанные должностными узами, должны перед ними учтиво расшаркиваться, а они нам, развязанные уровнем своей культуры, могут писать все что ни попадя, то какая же это демократия?

И стали некоторые вспоминать «как хорошо было раньше»…

А как раньше было? Хозяин сказал – все «под козырек»! И никакой демократии – сплошная диктатура.

Ну, посидели мы, жертвы демократии, поохали и разошлись улыбаться и учтиво кланяться по своим социальным страницам…

А потом я случайно увидела прекрасное высказывание Бертрана Рассела: «При демократии дураки имеют право голосовать, при диктатуре – править». Пусть лучше «голосуют», в самом деле! Хоть наглостью своей, хоть потребительским экстремизмом. Все лучше, чем править захотят…


Tags: заметки, профессия
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Неопасные связи

    Когда я случайно стала специалистом по связям с общественностью, я и думать не думала, что общественность – это такое многоплановое понятие. Я…

  • Игры, в которые играют власти

    Желание получать знания с одновременным осознанием того, что кое-кому уже пора переставать учиться, регулярно приводит меня на лекции, адресованные…

  • Неравнодушие к буквам

    Я – одна из многих, кто неравнодушен к буквам. Таких, как я, так много, что на субботней лекции, посвященной шрифтам в кинематографе, мы сидели на…

  • Дарить ли женщинам цветы?

    На днях один джентльмен вручил знакомой леди букет цветов. Он сделал это не то чтобы очень элегантно, но вполне прилично: протянул, сопроводив…

  • Телеграмма

    Для меня слово «телеграмма» было привычным в своей традиционной грамматической форме и семантическом значении. Под телеграммой я всегда понимала…

  • Надо ли отключаться?

    Уже полторы недели как я отдыхаю (точнее – нахожусь в отпуске), но мысли периодически обращаются к тем делам, которые остались в Москве. Причем я…

  • О парадах (частное мнение кухарки)

    Рассуждая исключительно на уровне котлет, могу сказать: военные шествия вызывают у меня смешанные чувства. В этой чувственной смеси представлено…

  • На вылет!

    Никаких оснований для того, чтобы сказать, что «население обеспокоено», конечно, нет, однако вопросы появились… На днях руководство «Аэрофлота»…

  • Научились заседать

    Я люблю ходить пешком и стараюсь делать это при любой возможности. Правда, возможностей у меня не так уж много… Вот и за прошедшую неделю я едва…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments