Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Надо ли всем восстанавливать речь?

На днях я посетила одну очень интересную конференцию (небольшого формата), посвященную реабилитации. Вообще реабилитация в последнее время приобретает все большее значение, дополняя активное лечение, которому всегда уделялось намного больше внимания.

Теперь уже никто не спорит, что главной целью оказания помощи является либо возвращение пациента к привычной жизни (то есть к доболезненному уровню функционирования, если, разумеется, это возможно), либо приспособление его к тем условиям, которые продиктованы болезнью. Конечной и главной целью является независимое проживание, и, по сути, все усилия реабилитологов должны быть направлены именно на эту цель.


Если задуматься над вопросом «для чего мы занимаемся реабилитацией» (не лечением, не устранением симптомов, а именно реабилитацией!), то станет очевидным, что вести всех пациентов с одним и тем же диагнозом по одной программе не следует.

Допустим, до болезни один пациент вел активную интеллектуальную жизнь, читал книги, размышлял, а для второго самым высокоинтеллектуальным действием был просмотр телепрограммы. Надо ли предоставлять первому и второму пациентам одинаковый объем психологических и логопедических занятий? Конечно, нет, поскольку у второго гражданина отсутствует потребность «работать мозгами», а формировать такую потребность в его возрасте уже бессмысленно. Очевидно, что одной из задач реабилитации первого пациента станет восстановление когнитивных функций во всей широте их палитры, а в работе со вторым пациентом достаточно ограничиться прикладной задачей: вернуть ему способность осмысленно переключать телеканалы. К слову, обычно реабилитировать первого пациента проще, чем второго…

Так вот вернемся к главному вопросу: зачем мы проводим реабилитационные мероприятия? Правильный ответ: для ресоциализации, то есть для восстановления различных социальных функций с учетом болезни и ее последствий. На месте «болезни» может стоять любой диагноз – от последствий инсульта до шизофрении.

Но это – наш, профессиональный, взгляд.

А что думают на эту тему пациенты и их родственники?

Удивительно, что на вопрос «какова цель Вашего пребывания в клинике» многие пациенты вообще не могут ответить! «Я здесь, чтобы лечиться», - отвечают они. Но ведь лечение – это процесс, а не результат!

При более подробном расспросе (что Вы ждете от лечения? каким хотите видеть результат? на какие изменения надеетесь?) часть пациентов дает конкретные ответы («снова хорошо говорить», «ходить без палочки», «чтоб рука не болела»), но практически никто не упоминает социальные моменты: вернуться к труду, жить самостоятельно, заботиться о других людях.

Увы, но ресоциализироваться желают немногие… Всем хочется свободно передвигаться, свободно кушать, свободно говорить, но лишь некоторые мечтают быть полезными другим людям…

Возможно, у них еще все впереди? И желание вернуть экономическую самостоятельность, а не жить на пособие по инвалидности, и желание заниматься благотворительностью, а не тянуть повышенное внимание из близких? Все возможно!

Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Драматическая история: вчера, сегодня, завтра?

    В истории отечественной медицины имеется немало страниц, вызывающих недоумение и, как принято говорить, смешанные чувства. Удивительно, но…

  • Без названия

    У нас такая работа, на которой постоянно что-то происходит. И дело не только в том, что мы работаем с людьми, а с людьми, особенно с больными, все…

  • Быть довольным полезно для здоровья

    Когда кто-то ворчит по поводу медицинского обслуживания в Москве, мне всегда хочется поинтересоваться, с каким идеалом они сравнивают то, чем…

  • Отчитаться по форме

    Сколько у нас отчетности, я вам передать не могу! И не потому, что это «военная тайна», а по причине того, что число отчетных форм и таблиц постоянно…

  • Вот так куча!

    О проекте «Печа-куча» я знала давно, но впервые увидела это замечательное мероприятие недавно – в парке «Зарядье». Суть проекта проста до восторга:…

  • Идеальный учитель: 6 главных черт

    Продолжая рассказ о прочитанной книге, попытаюсь сформулировать несколько принципиальных позиций. Удивительно, но эти позиции – универсальны и…

  • В помощь министерству просвещения, или Какой должна быть школа

    Прочитала на прошлой неделе одну чудесную книгу и теперь не могу понять: зачем нам министерство просвещения? То, какой должна быть система…

  • 1:0 в пользу костюма

    С приходом в нашу больницу нового руководства ее имидж преобразился – в самом прямом смысле слова. Если прежний главный врач ходил в белом халате, то…

  • Должно ли быть всё хорошо?

    Всякий раз, когда я читаю эмоционально окрашенное «обращение гражданина», я пытаюсь поставить себя на место заявителя и посмотреть на ситуацию его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments