Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Category:

Жажда превосходства

Как бы мы не стремились быть непохожими на окружающих и неподверженными моде и общим тенденциям, в подавляющем большинстве случаев наше поведение регулируется извне. Нам кажется, что предпочтение простой и удобной одежды – наш личный выбор, однако на самом деле мы лишь отражаем те культурные сдвиги, которые режиссируются корпорациями, производящими «все для здорового образа жизни». Гигантские индустрии нуждаются в расширении рынка сбыта своей продукции, и потому им жизненно важно направить систему ценностей обывателя в «нужную» сторону.


Новые традиции, новые ценности и новые социальные нормы создаются не просто так. Их смысл в создании нового мышления и поведения, которые позволят заинтересованным лицам решать конкретные практические задачи. Хорошо это или плохо? Во многих случаях, разумеется, хорошо. Однако надо понимать, какова доля нашего личного выбора и какова доля внешнего управления.

Любой из нас живет и развивается (всю жизнь, а не только в детстве!) в определенных социокультурных условиях. И наше поведение, каким бы оригинальным оно не казалось нам, отражает те маркетинговые стратегии, которые свойственны этим социокультурным условиям.

Пока государству было выгодно эксплуатировать рабов на заводах и фабриках, выдавая «пятилетку в три дня», на вершине системы ценностей находились коллективизм, патриотизм и единообразие. В изменившихся условиях, когда стало очевидно, что пятилетние планы невыполнимы ни за пять, ни за шесть лет, массовое сознание стало засеиваться идеями индивидуализма и здорового образа жизни.

Требование быть патриотами осталось, поскольку любой власти нужна хорошо управляемая масса.

Яркой иллюстрацией сказанному выше являются памятники и приравненные к ним варианты разнообразных «монументов». Раньше (при культе личности в его широком смысле) памятник мог заиметь лишь тот, кто был предан власти и/или имел заслуги, этой властью ценимые. Ныне (при культе денег) любой, кому не жаль оплатить свое тщеславие, может купить «звезду» (для монтажа на «аллее звезд»), кирпич (который будет вмонтирован в стену с подписью, что «такой-то пожертвовал на строительство столько-то») и массу других ненужных вещей, способных увековечить его неудовлетворенные амбиции.

Когда я вижу «аллеи звезд», то обращаю внимание на два момента: на готовность людей платить за тщеславное стремление «узвездиться» и на удовольствие, с которым прохожие на эти «звезды» наступают. И те, и другие стремятся к превосходству – вечному двигателю торговли, политики, искусства и других социальных явлений.

Подавляющее большинство людей стремится к превосходству – материальному, интеллектуальному, нравственному и т.д. На поддержании и усилении этого стремления построены все общественные технологии – от популяризации престижа до популяризации «простой жизни». И богатые, и нищие, и умные, и глупые стремятся к жизненному успеху – причем в том его выражении, которое формирует в индивидуальном сознании общественная мораль. Мне кажется, что еще никому не удавалось вырваться из тесных объятий этой сомнительной ценности…

Другое дело, что счастливчикам достаточно одного глотка превосходства, а несчастные постоянно испытывают жажду.

Мы все – социально зависимы. Даже те, кто … независим. Стоит это признать и перестать беспокоиться.
Впрочем, может быть, никто и не беспокоится по этому поводу?


Tags: психолог
Subscribe

Posts from This Journal “психолог” Tag

  • Разочарование года

    На днях общалась с коллегами, с которыми мы раньше вместе работали (в разных местах). Не могу назвать их «бывшими», поскольку коллеги остаются…

  • Дружи и доверяй

    Для меня доверие – неотъемлемая часть дружбы. Думаю, что доверять человеку и не дружить с ним можно, а вот наоборот – нет. Причем доверие – состояние…

  • Три секрета

    Всего три маленьких секрета - и ваша жизнь станет другой. Думаю, что такие обещания у большинства читателей вызывают скептическую настороженность и…

  • Что считать болезнью века?

    Теперь модно быть в депрессии, как много лет назад модно было испытывать меланхолию. Если обратиться к живым свидетелям прошлого – письмам,…

  • Почему мы любим праздники?

    Гражданам, которые, прочив заголовок, ворчливо заметили «а мы не любим!» или самодовольно воскликнули «и так ясно почему», советую взять свои грелки,…

  • Лайффаги и прочие пожиратели

    Научная организация труда, которую в последнее время вытеснил тайм-менеджмент, очень полезна не только для труда, но и для отдыха. Закономерности,…

  • Новое и забытое старое

    Когда появляется цель-мечта (например, планируется переезд в другой дом/город/страну), меняется отношение к нынешнему положению дел и дому, который в…

  • Прекрасное далёко

    Будущее – феномен, способный напугать до смерти или вдохновить до безумия. Несмотря на то, что подавляющее большинство людей нуждаются в ощущении…

  • Выпить или подумать?

    Жаль, что я не пьяница. Вот честное слово! Знаю людей, которые значительную часть проблем (как объективно существующих, так и надуманных) решают по…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments