Если человек обладает властью или испытывает симпатию к тем, кто реально влияет на происходящее, он поддерживает перемены, стремится изменить ситуацию - если не в свою пользу, то в пользу результата, который ему представляется наилучшим. Такой человек критически оценивает ситуацию, активно ее преобразует и в целом остается доволен (если не результатом, то – процессом). На предложение присоединиться к общему движению он откликается охотно, и нередко проявляет деятельную инициативу и энтузиазм.
В противовес ему, тот, кому не нравятся люди, держащие власть в своих руках, всячески старается избавиться от их влияния, отворачивается от происходящих событий или противодействует всем переменам. Если такого человека пытаются привлечь к управлению, просят присоединиться к переменам не в виде огульной критики, а в форме конструктивных предложений, он надувает щеки и опускает глаза, выражая тем самым свое резко отрицательное отношение.
Но главное, что и тот, и другой убеждены, что поступают правильно, а про своего оппонента оба отзываются так: «Он/она – заблуждается»!
Собственно, все конфликты связаны не столько с тем, что люди занимают противоположные позиции, сколько с глубокой убежденностью, что только «мои представления – объективно правильны».
У каждой категории сотрудников есть своя микрокультура: желания, возможности, традиции. И далеко не всегда эти микрокультуры совместимы. Призывы к компромиссу нередко повисают в воздухе лишь из-за того, что одна из сторон не способна к уступкам в принципе.
Одни и те же моменты могут быть чрезвычайно значимы для одной категории и совершенно незначимы для другой, но противоположные по знаку эмоции или несовпадающие степени значимости становятся основой для враждебности. Если этого не учитывать, то на пути преобразований можно допустить ряд досадных ошибок, однако куда более досадной ошибкой, на мой взгляд, является уверенность в том, что возможна ситуация, в которой представления всех о том, что есть «хорошо», а что есть «плохо», совпадут.
Думаю, что такого не будет никогда. Модели всеобщего благоденствия как не было, так и нет.