Большинство врачей, психологов и прочих «помощников» считают, что помогать надо всем – вне зависимости от того, каким является «пользователь». «Я не должен раздражаться на них!» - вот с каким убеждением «помощник» приступает к работе. «Я не имею права их осуждать, не имею права беречь свои силы» - по таким правилам живет множество врачей, психологов, социальных работников.
И вот однажды врач/психолог (условно) приходит к осознанию того, что усталость, разочарование, раздражение накопились в таком объеме, что любить всех он уже не в силах… Доверяя свое открытие только самым близким, врач/психолог начинают работу над собой – изнурительную и нерезультативную…
На днях одна моя коллега призналась, что позволяет себе давать негативные оценки своим «клиентам», осуждать их за поступки, обнаруживающие низкий уровень нравственности. Она делает это молча, внутри себя, но – делает.
А почему бы и нет? Помощь – это определенный алгоритм, построенный на профессиональных знаниях, умениях и навыках. Оказывая помощь и поддержку, специалист не становится человеком, лишенным чувств, эмоций и реакций. Так же, как и «клиент», он может быть обижен, раздражен, задет. Другое дело, что нельзя допускать переноса этих чувств на работу, то есть нельзя снижать качество своей работы.
Вот такая точка зрения…
А мне представляется важным еще один момент: психологи и вне работы остаются психологами в том смысле, что некоторые люди продолжают ждать от них того, чего не ждут от не-психологов. Общество предписывает психологу быть специалистом всегда – и на работе, и вне ее. Предъявляя жалобы, люди ждут от него не житейской реакции, а профессионального понимания и совета, отказывая психологу в праве перестать работать по завершении рабочего дня.
Такие ожидания «потребителей» нередко заканчиваются разочарованием, поскольку врач/психолог/социальный работник – обычные люди, имеющие право на частную жизнь и непосредственные реакции.