Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Дендистский кодекс (эссе без претензии, но с размахом)

Дендистский кодекс – особая система светской саморепрезентации.

Сейчас слово «дендизм» стойко ассоциируется с постоянной безупречностью смокинга и эксцентричным эстетством. Составители классических словарей считают, что задача дендизма – блистать своим костюмом, создавая стиль изысканной жизни. Но в основе дендистского кодекса и изысканный вкус, и особая харизма.

Истоки блистательной истории дендистского кодекса восходят к поискам собственного стиля и экспериментированию с собственной персоной в середине восемнадцатого столетия. Английский и французский дендизм складывались в особую жизненную философию, сопряженную со светским остроумием, садистическим сарказмом и собственным достоинством.

Социальную базу дендизма составляла не столько аристократия со страстью к солидным расходам на роскошную жизнь, сколько представители среднего класса, стремящиеся к свободе самовыражения. Основой стиля стало не социальное происхождение, а сознание собственной исключительности, совпавшее с эстетикой романтизма столетия. Развивая аристократический стиль, основатели дендизма не скрывали свое простое происхождение.

Дендистское сообщество составляет существенный слой модернистского жизнетворчества. Затейливость дендизма часто высмеивалась в сатирических образах, но, к счастью, диапазон источников, позволяющих изучить закономерности созревания дендистского кодекса, постепенно значительно расширяется. Вспомним родословную дендизма: Стендаль, Бальзак, Марсель Пруст, Гюисманс, Монтескью, де Орсе. Персонажи дендизма восемнадцатого столетия заложили основу стиля: саркастическая сухость и бесстрастие под маской воспитанности.

Суть дендистского кодекса – закон сохранения выразительных средств, реализующийся в сдержанности высказываний, взаимоотношений, посещений света, в изящной скромности минималистского костюма.

Ставка на роскошь и яркость совершенно недопустимы. Закон вкуса в дендистском стиле – «заметная незаметность» – значимость для своих. Закон стал кодексом для посвященных: костюм по достоинству способны распознать в своем, дендистском, сообществе. Стремление сделать костюм значимым исключительно для своих предвосхитило ситуацию, сложившуюся при создании универсальных магазинов – доступность стандартизированного костюма при среднем достатке. Базовый силуэт мужского костюма стабилизировался, и сейчас, вслед за дендизмом, символическая нагрузка сместилась на незаметные стилистические пустячки. Достаточными для обозначения социальных различий сделались изящный узел галстука, безупречная чистота сорочки, сочетающиеся с изысканной расслабленностью позы, сбалансированностью жестов и созерцательной невозмутимостью.

Под натиском дендистского стиля на стыке столетий броские аристократические костюмы, рассчитанные на усиление социальных различий, сдали свои позиции и постепенно вытеснились простым и суровым протестантским костюмом. Последствия произошедшего вытеснения сейчас зафиксированы в строгой эстетике классического костюма. Исчезновение из мужского костюма яркости с претензией на роскошь и броскую красоту способствовало устранению существенных признаков социального расслоения в современном урбанистическом сообществе с развитой сферой услуг и колоссальным числом служащих.

Естественно, истинный дендизм – не столько стиль дизайнерской сорочки и качество костюмного сукна, сколько самодостаточность, спокойствие и бесстрастность, сопоставимые со стоицизмом. За стоическим спокойствием скрывается сопротивление ускоряющемуся индустриальному прогрессу, эстетизированная ностальгия по неспешности и праздности, символически связанной с позой беззаботного аристократа.

Дендистский стиль восемнадцатого столетия базировался на блеске гессенских сапожек, безукоризненной белизне и свежести сорочек, современных стандартах чистоты, изысканности аксессуаров без излишеств и «неземном совершенстве» простоты фасонов костюма.

Усердные поиски стиля, само собой, оставались скрытыми от зрителей.

Собственное достоинство начинается с неукоснительного следования стандартам чистоты. Счета за стирку сорочек составляли существенную часть расходов, а чистоплотность, достигаемая с использованием арсенала косметических средств и специальных приспособлений, становилась источником бесчисленных сплетен. Из–за постоянного стремления к исключительной чистоплотности появился несессер – максимально допустимая уступка обстоятельствам. Дендистский кодекс исключил необходимость использования душистых веществ, заглушающих запах. Смысловая символика запаха смещается от слишком интенсивного запаха мускуса в сторону легкости и деликатности, ассоциирующимися с розмарином. Невостребованными становятся и пряности.

Стрижка вместо искусственных волос, носившихся десятилетиями (вместе с невычесанными насекомыми) избавляла от зуда и неудобств. Известно, что из–за использования волос скончавшихся на искусственных волосах по стране путешествовала оспа.

В середине следующего столетия исследования Пастера и Листера, вызвавшие бесчисленные дискуссии, сформировали представления о вирусах (незримой грязи) и заложили основы асептики и антисептики.

Встроенное в структуру дендистской эстетики соблюдение чистоты стало рассматриваться как усиление защитных сил организма, а чистота светлых спален стала синонимом здоровья.

Кодекс дендизма распространяется на стиль высказываний. Язвительность афоризмов, наслаждение от безжалостного высмеивания с позиции законодателя вкуса и судьи красоты, рискованные ситуации розыгрышей, «скользящая» осведомленность, демонстрируемая в светской беседе, исключительно современны. Дендистская наглость – искусство, состоящее в сочетании избыточной любезности и скрытого высокомерия. Разящее саркастическое остроумие заставало врасплох все светское сообщество.

Секрет дендизма не в костюме, а в особой стратегии власти над светом, в искусном соединении сухости, остроумного цинизма с безупречным вкусом и способностью вести изящный разговор с собеседником, избегая восторгов. Последователь дендистского стиля всегда переадресовывал светские вопросы о вызвавшем самое сильное восхищение своему слуге:

- Стивенсон, вспомните название озера, восхитившего нас своей живописностью в последней поездке.
- Женевское, сэр, – подсказывал слуга.
- Совершенно справедливо, Стивенсон, – скрывая зевоту, соглашался сэр. – А название сооружения?
- Колизей, сэр, – услужливо сосредотачивался слуга.
- Спасибо, Стивенсон, – сонно отзывался сэр, без особых усилий обозначая свою непричастность к туристическим восторгам.

Лаконизм дендистского слова структурно совпадает с минимализмом дендистских жестов и классифицирующим собеседников острым взглядом.

В дендистские «сезоны» с Рождества до середины августа, завершавшиеся скачками в Аскоте, столичный светский распорядок расписывался строго, оставляя часы для удовольствия и скуки. С середины августа оставаться в столицах считалось позорным и недопустимым. Аристократия переселялась в свои загородные поместья, остальные старались скрыть отсутствие собственной сельской недвижимости и устроиться в аристократических поместьях в качестве гостя.

Аристократический статус с финансовой беспечностью существенно усложнял жизнь. Не все последователи дендистского стиля способны позволить себе не знать, сколько стоит качественный суконный сюртук или стильный галстук.

Столетие спустя пресыщенность роскошью и всяческими удовольствиями трансформировалась в особую прелесть возможности спуститься в самые низы, и весьма изысканное общество стало собираться в сомнительных местах, предоставляющих посетителям простые бифштексы.

Стиль сельских аристократов со спортивными забавами на свежем воздухе внес в дендистскую эстетику естественные неброские расцветки (серый и зеленоватый), классическую английскую шерсть, свободный силуэт костюма и повсеместное распространение спорта. Сэр Чарльз Стоун, изысканный чистюля, строго соблюдавший спортивный кодекс чести, устраивая скачки, следил за честностью ставок, пресекая возможность финансового скандала. Нечестные коммерсанты не допускались и в светские салоны.

Дендизм просочился в высший свет за счет совершенства «эксклюзивизма» – позиции превосходства, способности высветить особенности своей личности и своего стиля. Дендистский кодекс совершенно исключает скандальность, суетливость, отсутствие дистанции, сомнения в собственном статусе, пристрастие к избитым словосочетаниям и пословицам, форсированные выбросы восторга и ужаса. Марсель Пруст рассматривал светскую естественность и как способность быстро сориентироваться в разных обстоятельствах без постороннего руководства, и как способность чувствовать нюансы Прекрасного, сохраняя бесстрастие.

Своим успехом дендистский стиль обязан самому себе.

В современной России часть среднего класса, избегающая респектабельного консер, ватизма образа успешного бизнесмена, старательно заимствует дендистский стиль. К сожалениючасто – весьма поверхностно.

====================================================
А где же загадка? - заметив тэг спросит мой внимательный читатель.

Внимание, вопрос:

Где и для чего может использоваться этот текст?

========================================================

Как обычно, для сохранения интриги я ненадолго скрою ответы-комментарии.
Tags: загадки
Subscribe

Posts from This Journal “загадки” Tag

  • С днем рождения, дорогой!

    Наступило это воскресное утро… Сейчас, когда я пишу эти строки, ты спокойно лежишь на своем привычном месте. Я знаю тебя столько лет, что объективно…

  • У кого не звонит телефон?

    На днях я оказалась в профессиональной группе, которая состояла из представителей разных специальностей, но – работающих в медицине. Среди нас был…

  • Очень сложная загадка

    Есть у нас в клинике одно отделение, куда приходить – сплошное удовольствие. В этом отделении, работающем в режиме дневного стационара, дети лечатся…

  • Днем с огнем

    Отсутствие в московских магазинах качественного бри и пармезана уже стало привычным и не вызывает удивления. В целом это логично: Крым – наш и бри…

  • Не вините пианиста

    Строго говоря, он должен был носить другую фамилию. И вообще весьма спорно, что его фамилия – фамилия его создателя... Так бывает, когда некая вещь…

  • О чем идет речь?

    С их сменой сталкивался практически каждый человек, но при всей неизбежности процесса многие теряются, когда эта смена начинается…Первую неделю они…

  • Я нужна им живая

    Нас там было несколько. Там было очень темно, поэтому я не могу сказать, сколько точно, но судя по тому, что было тесно, нас там было много. Во…

  • Одинокий офицер

    Высокий, благородный и уверенный – таким его знали друзья и недруги. Его можно ненавидеть, им можно восхищаться, к нему можно быть безразличным, но…

  • Все работы хороши...

    - Я их спрашиваю: "Кто это так заливается?", они говорят: "Певица". Типа, оперная. Певица?! Это чё, блин, за профессия такая? Так голосить и я могу!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments