Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Иллюзия недовольства

Представьте крупное учреждение, сотрудникам которого была выдана годовая премия. Сумма премии была такой, какую может себе позволить бюджет организации, и которая соответствует реальным показателям работы. Как правило, ожидания персонала и его оценка собственного труда выше и оптимистичнее, чем объективные результаты. Так уж устроен человек: Сумма, которую человек дает или получает, воспринимается по-разному.


И вот после выдачи премиального вознаграждения в профессиональном сообществе начинается обсуждение: кому сколько дали и почему дали не столько, а – столько. Те, кто доволен суммой, зачисленной на его кредитную карту, обычно молчит (и крайне редко произносит слова благодарности или удовлетворения), зато те, чьи ожидания не оправдались, возмущаются выразительно, громко и многократно. До высшего руководства это недовольство доходит весьма быстро, поскольку неудовлетворенная часть сотрудников делает все, чтобы руководитель испытал чувство мнимой вины.

Итак, довольные молчат, недовольные – в той или иной форме выражают свое негативное отношение. В итоге у руководителя и администрации в целом складывается впечатление «народ не удовлетворен премией». Соответствует ли оно реальному положению дел? Фактически, не соответствует! Сто довольных молчунов никому не видны и не слышны, а вот три недовольных крикуна создают иллюзию «общей картины».

Такая когнитивная иллюзия впервые была описана в годы Второй Мировой войны: американское военное руководство решило укрепить наиболее уязвимые части бомбардировщиков, чтобы снизить число боевых потерь. Чтобы выяснить, какая часть самолета является самой уязвимой, командование озадачилось анализом повреждений «травмированных» в бою авиационных машин. Обнаружилось, что чаще всего у самолетов, вернувшихся с боевого вылета, имеются пробоины в хвостовой части и на крыльях. Их и решено было укреплять. Было ли решение американского военного руководства правильным? Разумеется, нет, так как анализ пробоин в уцелевших самолетах не давал информации о тех самолетах, которые были повреждены так, что уже не могли прилететь обратно! Попадание снаряда в хвост и крыло не убивало боевую машину, а вот «ранение» двигателя – уничтожало ее безвозвратно.

Иногда в поле нашего зрения попадает только часть информации, а та информация, которая в силу разных причин остается «за кадром», при формулировке выводов нами не учитывается. От таких когнитивных иллюзий не застрахован никто, но знать об их существовании полезно, чтобы иметь возможность критически обозревать окрестности жизни.

Tags: заметки
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Неопасные связи

    Когда я случайно стала специалистом по связям с общественностью, я и думать не думала, что общественность – это такое многоплановое понятие. Я…

  • Игры, в которые играют власти

    Желание получать знания с одновременным осознанием того, что кое-кому уже пора переставать учиться, регулярно приводит меня на лекции, адресованные…

  • Неравнодушие к буквам

    Я – одна из многих, кто неравнодушен к буквам. Таких, как я, так много, что на субботней лекции, посвященной шрифтам в кинематографе, мы сидели на…

  • Дарить ли женщинам цветы?

    На днях один джентльмен вручил знакомой леди букет цветов. Он сделал это не то чтобы очень элегантно, но вполне прилично: протянул, сопроводив…

  • Телеграмма

    Для меня слово «телеграмма» было привычным в своей традиционной грамматической форме и семантическом значении. Под телеграммой я всегда понимала…

  • Надо ли отключаться?

    Уже полторы недели как я отдыхаю (точнее – нахожусь в отпуске), но мысли периодически обращаются к тем делам, которые остались в Москве. Причем я…

  • О парадах (частное мнение кухарки)

    Рассуждая исключительно на уровне котлет, могу сказать: военные шествия вызывают у меня смешанные чувства. В этой чувственной смеси представлено…

  • На вылет!

    Никаких оснований для того, чтобы сказать, что «население обеспокоено», конечно, нет, однако вопросы появились… На днях руководство «Аэрофлота»…

  • Научились заседать

    Я люблю ходить пешком и стараюсь делать это при любой возможности. Правда, возможностей у меня не так уж много… Вот и за прошедшую неделю я едва…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments