Ольга Серебровская (olga_srb) wrote,
Ольга Серебровская
olga_srb

Кто такой медицинский работник?

Реальная практика и ее законодательная база нередко бывают не синхронизированы: то закон уже принят, а для его реализации нет практических условий, то практика уже существует, а законодательные акты еще не приняты. Одним из примеров такого неполного соответствия теории и практики является правовой статус клинического логопеда.


Казалось бы, законодатель определил, кто имеет право заниматься медицинской деятельностью: лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию. Получается казус: те работники больниц, поликлиник, специализированных медицинских центров, которые участвуют в лечебном процессе в составе единого коллектива с врачами, но не имеют врачебного звания, не имеют права заниматься медицинской деятельностью? Как же так? В ряде случаев без их участия невозможно надлежащим образом оказать медицинскую помощь…

Много лет назад тем же путем, что сейчас идут клинические логопеды, шли медицинские психологи, поэтому можно провести некоторые параллели.
Труд медицинского психолога, логопеда, эрготерапевта тесно связан с трудом врача и наделен теми же фактическими особенностями (ведение медицинской документации, задачи воздействия, участие в диагностике и т.д.). Кроме того, регулирование трудовых отношений медицинского психолога сейчас соответствует регулированию труда врачей, то есть подпадает под те же нормативно-правовые акты (например, на медицинских психологов распространяются дополнительные меры стимулирования труда работников здравоохранения, которые установлены в президентских указах и правительственных постановлениях).

Скажу больше: начиная с 2012 года, медицинские психологи официально признаны медицинскими работниками, то есть включены в Номенклатуру должностей медицинских работников! Если кто-то интересуется подробностями, то могу посоветовать заглянуть в раздел 1 «Медицинские работники» (подраздел 1.3). Если бы туда включили и клинических логопедов, вопрос отпал бы сам собой.

Конечно, если мы проанализируем фактическое содержание деятельности медицинского психолога и характер его теоретической подготовки, то станет совершенно ясно, что такой специалист не может существовать вне медицинской деятельности. Медицинская психология это сочетание психиатрии, психологии и психотерапии, причем – в равных пропорциях. Кстати, из этого сочетания следуют высокие требования к образованию и повышению квалификации этих специалистов, а также режим труда и отдыха, полностью совпадающий с врачебным.

Получить базовое психологическое образование и пойти работать в медицинское учреждение невозможно. Требования к диплому медицинского психолога установлены отдельным приказом Минздрава еще в 1996 году и предполагают определенное количество часов и дисциплин (с взаимозачетом по первому психологическому образованию, если оно было «обычным») и диплом, выданный определенными учебными заведениями. Подготовку медицинских (клинических) психологов преимущественно ведут медицинские вузы, и это – совершенно естественно.

Что на сегодняшний день отличает статус медицинского психолога от статуса врача? Отсутствие/наличие сертификата. Между тем это – вопрос, который уже практически решен: скоро все (и врачи, и психологи) перейдут на систему аккредитации, которая будет работать идентично по всем специальностям. По сути, без аккредитации вообще нельзя будет работать в медицине, поэтому пройти ее предстоит всем: и врачам, и медсестрам, и медицинским психологам, и клиническим логопедам.

А о том, что давно пора дать более современное и правильное определение понятию «медицинский работник», говорят на всех междисциплинарных конференциях. Законодатели обещают дать.

Tags: профессия
Subscribe

Posts from This Journal “профессия” Tag

  • Комментарии: границы ответственности

    Печальная новость, которую сегодня растиражировали многие информационные издания: молодой журналист, работавший в крупной телекомпании, совершил…

  • Любимое в моей работе

    Несмотря на то, что должность у меня, можно сказать, административная, я использую любую возможность для того, чтобы общаться с пациентами. Причем…

  • Немного об аутизме

    На днях посетила Всероссийский семинар, посвященный проблемам аутизма, а заодно посетила здание университета, в котором преподавала на протяжении…

  • Как я не внесла вклад в науку (окончание)

    Начало Продолжение Увлеченная работой с пациентами детской психиатрической больницы, помощью пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и…

  • Как я не внесла вклад в науку (продолжение)

    После комического расставания с научным заведением и по мере того, как дочка приобретала самостоятельность, я снова начала совмещать основную работу…

  • Психиатр, достойный уважения

    Написав про «Атлас для исследования отклонений в психической деятельности», я не рассказала о его главном авторе – профессоре Иосифе Адамовиче…

  • Дом ученых или Сколково?

    Для кого-то осень – время постепенного увядания, но для нас, неугомонных любителей науки и практики, это сезон возобновления разнообразной…

  • Авторы: порядочные и просто

    Совершенно очевидно, что в отсутствии свидетелей, могущих указать на расхождение слов с делом, единственным ограничителем хвастовства является…

  • Черно-красная история

    Больше двадцати пяти лет я пользуюсь таблицами, на которых напечатаны красные и черные числа. Эти таблицы прекрасно знакомы любому клиническому…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments